Тир с электропроводящей бумагой
Внешне (рис. 3) он напоминает предыдущую конструкцию, хотя мишень и состоит из пяти колец и «яблочка». Но при внешней схожести различие в устройстве мишени существенное. Заключается оно в том, что над фольгированными кольцами и «яблочком» помещен лист электропроводящей бумаги, с наружной стороны которого продублирован рисунок мишени. Электропроводящий слой бумаги находится, конечно, внизу, но фоль-гированного покрытия не касается.
Теперь можно взглянуть на схему тира (рис. 4). Лист электропроводящей бумаги (Е1) соединен с плюсовым проводом питания (через резистор R7), а кольца мишени (Е2 — Е7) — с входами элементов НЕ микросхемы DD1. Элементы в данном случае выполняют роль электронных ключей, управляющих световыми индикаторами. На входе каждого ключа включен оксидный конденсатор, зашун-тированный резистором. Благодаря этой цепочке в исходном состоянии на входе элемента устанавливается уровень логического 0, а на выходе — уровень логической 1. Светодиод не горит.
При попадании в мишень любым «снарядом» — шариком, камешком и т. д. происходит кратковременное касание бумаги соответствующего кольца фольгированной пластины. Через резистор R7 почти мгновенно (единицы миллисекунд) заряжается оксидный конденсатор. Изменяется состояние логического’ элемента на противоположное, вспыхивает соответствующий светодиод. Продолжительность его свечения зависит от емкости конденсатора и сопротивления шунтирующего резистора и в данном случае составляет 1…3 с (в зависимости от порога «срабатывания» логического элемента). Яркость же свечения определяется сопротивлением ограничительного резистора, включенного последовательно со светодиодом. Часть деталей игры, кроме источника питания, выключателя и светодиодов, монтируют на печатной плате, на которой также выполнены кольца и «яблочко» мишени из фольги. Плату крепят в корпусе так, чтобы эта часть ее располагалась напротив отверстия в верхней панели. Снаружи отверстие прикрывают электропроводящей бумагой.
Журнал “Радио” №7-90г.