Простой выпрямитель

Сделать выпрямитель для зарядки аккумулятора — дело нелегкое. Для этого нужен большой нетиповой сетевой трансформатор. Мы расскажем, как собрать несложный выпрямитель малой мощности, в состав которого входит безопасный в употреблении трансформатор от электрического звонка. Разумеется, наш простой выпрямитель не заменит большое и дорогостоящее устройство, предназначенное для зарядки автомобильных аккумуляторов, но сможет зарядить аккумулятор малой емкости, например, мотоциклетный. Если запастись терпением (зарядка займет довольно много времени), можно подзарядить и аккумулятор малолитражного автомобиля (12 В/34 А • ч).


Для нашего небольшого выпрямителя нужны, кроме трансформатора от электрического звонка, только четыре выпрямительных диода, образующих выпрямитель, выполненный по мостовой схеме (рис. 1). Лучше всего применить для этого кремниевые диоды типа Д242, Д243, Д244, Д245, Д231, Д232 и подобные. Диоды можно поместить на небольшой изолированной панели (для этой цели можно взять толстый картон) и соединить так, как показано на рис. Б.

Применяемые обычно в подобных конструкциях металлические радиаторы, отводящие тепло от корпуса диода, не нужны из-за малой мощности выпрямителя. Мост соединен с обмоткой низкого напряжения трансформатора двумя проводами (на рисунке — 50 Гц). К аккумулятору подсоедини два провода (лучше, если они закончены клеммами) из двух точек моста, обозначенных на рис. Б.

При работе с выпрямителем самое главное — правильно выполнить присоединение выпрямителя к аккумулятору. Само собой разумеется, что надо соединять минус выпрямителя с минусом аккумулятора и плюс выпрямителя с плюсом аккумулятора^ На аккумуляторе полюса обычно обозначаются « + » и «—». А где в нашем выпрямителе плюс и где минус? На рисунке В вход в аккумулятор мы обозначили соответствующими знаками. В этом случае мы применили выпрямительные диоды, которые имеют минус на корпусе (винте), то есть перечисленные выше.

В типовом трансформаторе от электрического звонка бывают три выходные клеммы низкого напряжения. Для зарядки аккумуляторов напряжением 6 В надо подсоединить выпрямительную схему к зажимам: крайнему и находящемуся посередине. Для зарядки аккумуляторов 12 В используется полное вторичное напряжение, то есть крайние зажимы. Для улучшения работы нашего выпрямителя (например, при зарядке аккумулятора средних размеров) к выходу выпрямителя (то есть параллельно аккумулятору, как показано на рисунке В) присоединяется электролитический конденсатор большой емкости, например 1000 мФ, который может работать под напряжением не ниже 15 В. Благодаря этому зарядка будет проходить немного быстрее. Во всяком случае, напряжение, создаваемое выпрямителем, стоит измерить измерительным прибором.
Оно должно равняться (на зажимах аккумулятора) примерно 7—8 В (для аккумулятора 6 В) или 14—1(5 В (для аккумулятора 12 В).

Для того, чтобы прибор подключить к электросети, подсоедини к трансформатору кусок обычного электрошнура с вилкой. Закрепляя концы шнура под зажимающими винтами, не забудь предохранить эту сторону шнура изоляционной лентой. Надо твердо помнить о том, что все работы с выпрямителем можно выполнять только до включения его в осветительную сеть.

КОНРАД ВИДЕЛЬСКИЙ
Журнал “Горизонты техники для детей” № 2-80г.

Оставить комментарий:

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>