Летающий барабан

Поглядев на рисунок, вы не озадачены? В самом деле, как может он держаться в воздухе? Нет ни крыльев, ни двигателя. Лишь плетка в руках юного моделиста.
Одним словом, не зная тонкостей, ни за что не догадаться.

Но прежде — немного истории. В далеком 1928 году некий К.С. Лаптев подал заявку на изобретение необычной аэродинамической игрушки или, как назвал ее изобретатель, «летающего волчка». Он был несложен по конструкции (см. рис. 1). Воздушный винт 1, прикрепленный к кольцу 3, насажен на стойку 2, которая с помощью распорок 5 крепилась ко второму кольцу 6. На кольца натягивалась полотняная обшивка-обечайка. А снизу предусмотрена рукоятка, с помощью ко торой и запускалась игрушка. Вот как это делалось согласно заявке: «следовало подкинуть волчок вверх, предварительно сообщив ему вращение, а затем поддержать полет ударами кнутика по поверхности обечайки…» Кнутик показан на рисунке 2. На его ручке закреплены длинные полоски мягкой резины.
Видите, как все просто. Бери и делай. Но не будем спешить. Разберемся, так ли уж легко воплотить идею в реальную конструкцию.

Игрушка Лаптева в чем-то напоминает известную всем моделистам «Муху» — пропеллер, насаженный на длинную круглую ось-ручку. Вспомним, хорошо летает далеко не каждая «муха». А уж волчок, который и сложнее и тяжелее, обучить летать еще трудней.
Представим себе, что мы сделали все гак, как указано в заявке. Первый же удар кнутиком, и, резко натянув ткань обечайки, мы погнем не только оба кольца, но и сам воздушный винт. Ведь удар должен быть хлестким и сильным. А если промахнулись и резиновые ленты задели лопасти, тогда и вовсе «авиакатастрофа» неизбежна.
Не потому ли игрушка и не прижилась в свое время? Но, может быть, современные конструкторские приемы позволят ее «оживить»? Попробуем.
В авиации широко известен принцип «сандвича». Если перед конструк тором встала задача спроектировать очень легкую и прочную обшивку и нет особых ограничений по толщине, он, как правило, прибегает к его помощи. И в нашем случае выручит «сандвич»— грехслойный. Внутренний слой очень легкий. А снаружи с обеих сторон его облегает тонкая, но прочная оболочка. Смысл же «сандвича» в том, что внутренний слой предохранит при нагрузках образование на внешних слоях гофра. Материал получится и легкий и жесткий.
А это нам и нужно. Заменим матерчатую обшивку на кольцах обечайкой из «сандвича». Что получится, видно на рисунках 3 и 4, где даны основные размеры нашего нового волчка-барабана и хорошо видна его конструкция. Уменьшив массу игрушки, мы, кроме того, воспользовавшись жесткостью обечайки, сумели спрятать воздушный винт поглубже. А это обезопасит его от случайных промахов плетки.
Давайте усовершенствуем и запуск игрушки. Избавимся от неподвижно закрепленной рукоятки. Внизу стойки предусмотрим проволочный шип, который будет входить в осевое отверстие шкива специального пускового устройства. На шкиве намотана прочная нить. Достаточно ее сильно и плавно потянуть — волчок наберет необходимые обороты и устремится ввысь.

Глазастые , наверное, заметили на рисунках одну закавыку—кольцо в нижней части «сандвичевой» обечайки. Как же так? Стремились избавиться от лишней массы, а здесь вводим лишний груз? Спешим успокоить. Масса кольца в нашем варианте невелика. А применили мы лишнюю деталь отнюдь не для упрочнения. Вспомним, на любой модели должен был “двигатель”. Его роль и призван выполнить маховик. Он может быть выполнен в виде двух симметрично расположенных грузиков. Но более логично сделать его в виде кольца. Расположенное в самом низу, оно обеспечит устойчивость в полете. Благодаря гироскопическому эффекту наш волчок всегда будет стремиться восстановить вертикальное положение оси вращения и не уйдет в сторону.

На рисунках мы постарались дать развернутую картину изготовления самой ответственной детали волчка —«Сандвичевой» обечайки: I —подготовка исходных материалов; оправка —большая кастрюля, II —наложение картонной подложки для облегчения съема обечайки (картон любой, после работы он выбрасывается); III — наложение первого слоя кальки; IV —калибровка предварительно нарезанных пенопластовых заготовок, приклейка их к первому слою; V — наложение второго слоя кальки; VI — контроль правильности формы обечайки (если край получился неровным, то вместо карандаша поставьте нож и обрежьте кромку по кругу. Полоска с клапанами клеится отдельно).

И еще несколько советов. Пенопласт лучше брать упаковочный, а самый подходящий клей «Момент». Нитроцеллюлозные составы растворяют пенопласт, а водные приводят к усадке бумаги. После такой клейки снять обечайку с оправки не разрезая станет невозможно.
Еще вам понадобятся тонкие сосновые рейки для каркасных деталей и пластиковая пленка для обтяжки лопастей воздушного винта.
Напишите нам, как ваш волчок-барабан летает.
В. НОВИКОВ, инженер Рисунки автора. Журнал Левша.

Оставить комментарий:

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>