Паровой двигатель
Подберите к тонкостенной химической колбе a пробку b так, чтобы она не слишком туго входила в горло колбы и, будучи смазана салом или вазелином, могла довольно легко двигаться вверх и вниз при помощи укрепленной в ней палочки с, плотно прилегая к стеклу. Палочку можно взять деревянную или свить ее из железной проволоки.
Наполнив колбу водой почти до самого горла, поставьте ее на треножник, покрытый медной сеткой, какие служат для нагревания при химических опытах, и зажгите под треножником спиртовую лампочку.
Когда вода закипит, образующийся пар поднимет пробку вверх.
Загасите лампочку, колба остынет, пар сконденсируется опять в воду и пробка давлением наружного воздуха опустится вниз. Новым нагреванием вы сможете вторично поднять „поршень паровой машины” вверх и т. д.
Как ни прост этот прибор, он является настоящим каровым двигателем и прообразом паровых котлов и поршневых машин.
В первых по времени машинах „атмосферно-паровых” так и было: вверх поршень поднимался давлением пара, а вниз опускался давлением наружного воздуха, пока Уатт не додумался ускорить ход машины, заставляя пар действовать то на одну, то на другую сторону поршня.
В. Р.
Журнал “В Мастерской природы” № 1-28г.