Электронные кубики (часть7)
Нам кажется, что на сей раз никого не придется уговаривать. Кубик № 13 — генератор электронного музыкального инструмента. Вместе с кубиками, которые у вас уже есть, он дает возможность собрать полную модель музыкального инструмента. Принципиальная схема генератора показана на рис. 1. Это двухтранзисторная система, которая генерирует электрические импульсы акустической частоты. После усиления их воспроизводят через динамик. Для этого нужно собрать кубики в порядке, указанном на рис. 2.
Высота звука, генерируемого системой, зависит от параметров деталей, входящих в состав генератора (прежде всего, резисторов и конденсаторов). Чем они ниже, тем звук выше, и наоборот.
Для управления высотой получаемого тона в цепь базы, одного из транзисторов включен не простой резистор, а переменный, обычно называемый потенциометром. Кроме того, высоту тона можно варьировать в очень широких пределах, заменяя один или оба конденсатора другим с произвольной емкостью.
Для создания кубика № 13 нужны следующие детали:
— транзистор типа МП 25 или подобный – 2шт
— резистор 1 кОм – 2шт
— резистор 10 кОм – 1шт
— резистор 100 кОм – 1шт
— потенциометр (монтажный) 10 кОм – 1шт
— конденсатор 0,1—1 2,0 мФ – 2 шт
Внешний вид кубика № 13 показан на рис. 3. Эта генерирующая схема, собранная из исправных деталей, заработает сразу после ее включения в усиливающую систему (рис. 2). Перемещая движок потенциометра, меняем уровень звука, который издает инструмент. Стоит обратить внимание, что эти звуки существенно отличаются от „грустного” тона кубика № 1 (акустического генератора), которым вы пользовались для проверки работы собираемых кубиков. Разницу в звуках можно обнаружить, присоединяя к входу усиливающей системы то кубик № 13, то кубик № 1. Чтобы провести сравнение лучше всего построить генератор инструмента, издающим звук той же высоты, что у акустического генератора. Это делается при помощи потенциометра или. если нужно, путем замены конденсатера. Что звук инструмента более „интересный”, богатый по звучанию, а не бесцветный и монотонный, как у акустического генератора, отмечается сразу.
Каждый, кто успешно собрал и испытал новый кубик, с интересом посмотрит на рис. 4. На нем показана короткая система, напоминающая клавиатуру инструмента, которую двухжильным проводом любой длины подключаем вместо потенциометра.
„Клавиатуру” составляют из упругих пластинок, например, от использованной батарейки, которые при нажатии пальцем включают отдельные потенциометры. Каждая клавиша не только включает всю систему, но имеет „приписанный” к ней отдельный потенциометр, благодаря чему генератор настраивают на любой тон по желанию. Лучше всего настраивать клавиш на слух. Первая слева должна воспроизводить первый тон минорной гаммы, вторая клавиша — второй тон, третья (внимание: полутон!), четвертая — третий и т.д. Это позволит сыграть простые мелодии, например популярную „Калинку”. Для этого зажмите поочередно клавиши №№ 5-4-2-3-4-2-3-4–3-2-1 и повторяйте набор в том же порядке. Внимание! Движок потенциометра не следует ставить в крайнее положение.
К. В.
Журнал “Горизонты техники для детей” №4-86г.