Электронные кубики (часть 8 )
В большинстве электроакустических устройств (радиоприемник, усилитель, проигрыватель и т.п.) есть регулятор тембра. Обычно это две ручки, одна из которых служит для регулировки высоких тонов, а вторая — низких. Поэтому и в нашем наборе электронных кубиков нужны такие регуляторы. Естественно, они прежде всего понадобятся в наборах, усиливающих музыкальные звуки (электронный инструмент, радиоприемник и т.д.). Напомним: регуляторы тембра не усиливают звуков речи, т.к. человеческая речь в большинстве не содержит ни высоких, ни низких тонов, а характеризуется только средними тонами, а на них регуляторы такого типа практически не оказывают воздействия.
Принципиальные схемы регуляторов тембра показаны на рис. 1. Обе схемы очень упрощены по тем же принципам, что и более сложные типовые регуляторы для аппаратуры заводского производства. Регулятор высоких тонов (рис. 1-а) практически не оказывает действия на низкие тона. Они только немного приглушаются резистором 10 к. Конденсатор 10 кОм и включенный с ним последовательно регулируемый резистор 100 кОм не изменяет уровня низких тонов: конденсатор — непреодолимое для них препятствие. Однако тот же конденсатор без труда пропускает высокие тона. Следовательно, если резистор 100 кОм поставить на величину, близкую к нулю, эти тона практически будут замкнуты на массу, и мы можем „дозировать” содержание высоких тонов в воспроизводимой передаче.
Подобным образом работает регулятор низких тонов. Он по существу не оказывает влияния на высокие тона, которые без труда проходят через конденсатор 10 кОм. Однако через него не проходят низкие тона, чей уровень на выходе, с правой стороны схемы, зависит от величины, установленной резистором 100 кОм. Нетрудно обнаружить, что если этот резистор замкнут при помощи движка, низкие тона без труда обходят конденсатор. Когда движок резистора находится в другом крайнем положении, низкие тона преодолевают сопротивление около 100 кОм и на выходе из системы бывают сильно ослабленными. Легко определить, что ослабление будет десятикратным.
На рис. 2 показан вид кубика № 14 (регулятор высоких тонов), а на рис. 3 — кубика № 15 (регулятор низких тонов). Они составлены из небольшого количества деталей, поэтому вы их соберете без труда. При случае стоит обратить внимание, что оба регулируемых резистора (потенциометры) включены в систему так, что и низкие и высокие тона ослабляются поворотом движка потенциометра влево, против часовой стрелки. И ‘наоборот, поворачивая движок вправо, по часовой стрелке, содержание высоких или низких тонов в передаче увеличивается. По тому же принципу монтируются регуляторы тембра в большинстве электроакустических устройств.
Работу новых кубиков можно проверить, включив их в цепь, показанную на рис. 4. Во время проведения испытаний может случиться, что включение обоих регуляторов в усиливающую цепь намного понижает уровень сигнала, ослабляет его. Это понятно: регуляторы тембра не усиливают сигнал. Они только содержат так называемые пассивные элементы, т.е. резисторы и конденсаторы, действие которых состоит в большем или меньшем „отрезании” высоких и низких, а также
частично и средних тонов. Нет ничего удивительного, что после прохождения через регулятор тембра (особенно когда они сложной конструкции), передача довольно сильно ослаблена.
После того, как вы узнали принцип действия регуляторов тембра, вам стало понятно, почему, например, в дешевые радиоприемники, на заводе не ставят регуляторы этого типа. Тогда нужно было бы подключать дополнительную ступень усиления с транзистором, чтобы компенсировать ослабление сигнала в регуляторах. Приемник стал бы сложнее и, следовательно, дороже. А ведь массовым спросом пользуются приемники простые и по возможности дешевые.
Журнал “Горизонты техники для детей” №5-86г.
Стать по теме:
Электронные кубики
Электронные кубики (часть 2)
Электронные кубики (часть 3)
Электронные кубики (часть 4)
Электронные кубики (часть 5)
Электронные кубики (часть 6)
Электронные кубики (часть 7)