Модель реактивного самолета

Модель, описание которой здесь приводится, служит для демонстрации принципа реактивного движения. Она была спроектирована и построена в машиностроительном кружке Свердловского дворца тюнеров. Принцип работы: Сжатый воздух (или пар) через кран поступает из бачка (2) в пустотелую стойку (4). Далее он через подшипник (5) и ось (6) попадает в стрелу (7) и затем с большой скоростью вытекает из сопла (10), заставляя самолет двигаться. Устройство модели показано на рисунках.

Бачок делается из железа или латуни толщиной 0.75 — 1 мм. Крышка и дно — из более толстого материала (2—2.5 мм). Отверстие для трубки (3) сверлится заранее, до пайки бачка. В крышку впаивается вентильное устройство от велосипеда (в случае работы на сжатом воздухе) или бобышка с нарезкой под пробку и предохранительный клапан (в случае работы на паре).


Кран можно подобрать готовый. Можно использовать лабораторный зажим для резиновой трубки.
Стойка делается из трубки диаметром 10—15 мм и длиной 480 мм. Нижний конец запаивается, ось вытачивается из латунного или стального прутка диаметром 15—20 мм. Ось вращается в подшипнике (5> — латунной трубке, которая запрессовывается в стойку так, чтобы конец со снятыми фасками выступал на несколько мм над стойкой.

Камера и сопло. Лучше всего этот узел выточить из целой латунной или стальной заготовки, но можно использовать и трубки соответствующего диаметра. Сопловое отверстие в запаянном конце делают иглой не толще 1 мм.

Основание стойки должно быть массивными. Его можно сделать либо из целого куска металла, либо из листа в виде коробки и заполнить ее песком. Макет самолета выполняется из дерева и фанеры.

Противовес подбирается так, чтобы модель была полностью сбалансирована и легко вращалась в подшипнике. Противовес закрепляется на стропе винтом.
Трущиеся части — подшипники и ось — необходимо смазать маслом, смешанным с пастой ГОИ или окисью хрома, и повернуть ось в подшипнике несколько раз. Эта операция называется притиркой. Затем ось и подшипник промываются керосином. Проверяется ход модели. Если на модель самолета сильно подуть, она должна “полететь”. В противном случае притирку придется повторить.

Запуск модели. Велосипедным насосом в бачок накачивается воздух до давления примерно в 0.5 атм. Затем открывается зажим трубопровода.
Случается, что сопло модели засоряется. Прочищают его иглой. подобной примусной. Для запуска модели на паре бачок наполняется водой на 1/3 объема и подогревается на электроплитке. В этом случае во избежание взрыва бачок нужно обязательно снабдить предохранительным клапаном.
При давлении 0.5 атм модель самолета вращается с окружной скоростью 200 — 300 м в минуту.

Автор А. Копылов
Журнал “Юный техник” №9-57г.

Оставить комментарий:

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>