Медный жук
Осторожно придерживая за проволочки, мы опустили жука-носорога из нашей коллекции в ванну и, затаив дыхание, стали ждать. Сквозь зеленый электролит золотистый, поблескивающий жук казался оловянисто-белым.
Прошла минута, другая. Цвет жука не менялся, и напряжение от ожидания стало спадать. Тогда я решил вынуть модель для осмотра. Всплеснули зеленые круги, и показался жук с тоненькими проволочками. Только теперь он имел не золотисто-желтый, а яркий красно медный цвет. На нем отложился слой меди.
— Вот это да!.. — послышались возгласы.
Так когда-то у нас в школе начала работать медная гальваническая ванна.
Мы покрывали медью насекомых, жесткие цветы, веточки, желуди. И удивительно легко усваивались сложные химические процессы. Даже восьмиклассники не моргнув глазом рассказывали, как медь анода переходит в раствор, а из раствора на деталь, если к ней подключен отрицательный полюс батареи.
На практике учились управлять ванной. Дашь большой ток — омедненная поверхность как бы поджаривается, малый — становится неестественной, тусклой.
С медной ванной все очень просто. Медный купорос продается в хозяйственных магазинах; серная аккумуляторная кислота — тоже не проблема. Ее и нужно-то 15 — 18 г на один литр электролита.
Медью можно покрывать многое. Об этом не раз писали в литературе. Но у нас появились свои находки. О них-то и хочется рассказать. Для того чтобы поверхность сделать токопроводящей, ее обычно покрывают графитом. Это сложно и ненадежно. Мы делаем иначе. Сначала покрываем деталь тонким слоем клея БФ-2 — БФ-6 (предварительно растворив его в двойном количестве спирта или ацетона). Когда поверхность подсохнет, мягкой кисточкой наносим на нее бронзовый порошок («краску под золото»), разведенный ацетоном до густоты жидкой сметаны. Следим, чтобы частицы бронзы равномерно покрывали поверхность клеевой пленки, ибо от этого зависит качество токопроводящего слоя.
На только что побронзированную поверхность еще нельзя осаждать медь, так как она не проводит электрического тока. Чтобы сделать поверхность токопроводящей, мы обрабатываем ее концентрированным раствором двухлорного олова (имеется в школьных химических кабинетах). Затем промываем ее и просушиваем. И только после этого подсоединяем тонкие проводнички (жилки от мягкого многожильного провода). Опускаем деталь в ванну, соединяем с плюсом кусок меди или моток медного провода без изоляции, площадь поверхности которых равна площади поверхности детали, и подбираем оптимальный ток. Здесь нам помогает понижающий трансформатор с выпрямителем, реостат и амперметр, хотя можно обойтись и без них, если приобрести 4—5 гальванических элементов. Их подключают к ванне и в зависимости от качества меди, осаждающейся на поверхности детали, добавляют или уменьшают количество элементов в цепи.
Такая ванна, установленная в школе или дома, много интересного и познавательного может принести юным техникам.
Г. ШЕВЦОВ
Ставрополь