Эхо со дна моря
Долгое время человек не извлекал из эхо никакой пользы,.пока не придуман был способ измерять с помощью
его глубину морей и океанов. Изобретение это зародилось случайно. В 1912 г. затонул почти со всеми пассажирами огромный океанский пароход «Титаник»,— затонул от случайного столкновения с большой льдиной. Чтобы обеспечить плавание от подобных катастроф, пытались в туман или в ночное время пользоваться эхом для обнаружения присутствия ледяной преграды впереди судна. Способ на практике себя не оправдал, зато натолкнул на другую мысль: измерять глубину морей с помощью отражения звука от морского дна. Мысль оказалась очень удачной, и в настоящее время ряд кораблей — в том числе наш ледокол «Ермак» — снабжены уже соответствующим техническим снаряжением.
На рис. 159 вы видите схему установки. У одного борта корабля помещается в трюме, близ днища, патрон, порождающий при зажигании резкий звук. Звукоковые волны несутся сквозь водную толщу, достигнув дна моря, отражаются и бегут обратно, неся с собой эхо. Оно улавливается чувствительным прибором, установленным, как и патрон, у днища корабля. Точные часы измеряют промежуток времени между возникновением звука и приходом эхо. Зная скорость звука в воде, легко вычислить расстояние отражающей преграды, т. е. определить глубину моря или океана.
Занимательная физика Ч-1 Я.И. Перельман