Стереофотография, воспроизведённая у нас на таблице IV, изображает многогранники: один — чёрным по белому, другой — белым по чёрному. Что увидели бы, если бы взглянули на эти рисунки в стереоскоп? Трудно предугадать. Послушаем Гельмгольца: «Когда на одной стереоскопической картинке какая-нибудь плоскость изображена белой, на другой — чёрной, то в соединённом изображении она кажется блестящей, даже когда для рисунка взята совершенно матовая бумага. Стереоскопические чертежи моделей кристаллов (так выполненные) производят впечатление, как будто модель кристаллов сделана из блестящего графита. Ещё лучше выходит, благодаря этому приёму, на стереоскопических фотографиях блеск воды, листьев и т. п.».
Подробнее…
Не думайте, что третий глаз здесь такая же обмолвка, как третье ухо в устах взволнованного Ивана Игнатьевича из «Капитанской дочки». «Он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье — и разойдётесь». У нас речь в самом деле пойдёт о том, чтобы видеть тремя глазами.
Видеть тремя глазами? Возможно разве приобрести себе третий глаз?
Представьте, мы будет говорить именно о таком зрении. Наука не в силах дать человеку третий глаз, но в её власти дать возможность видеть предмет таким, каким он должен был бы казаться существу с тремя глазами.
Подробнее…
Когда предмет находится очень далеко от нас — далее 450 м,— то расстояние между нашими глазами не может уже влиять на различие зрительных впечатлений. Далёкие здания, отдалённые горы, ландшафты кажутся нам поэтому плоскими. По той же причине и светила неба кажутся все на одном расстоянии, хотя Луна гораздо ближе, чем планеты, а последние неизмеримо ближе, чем неподвижные звёзды.
Подробнее…
Имеются два совершенно одинаковых рисунка, например два равных чёрных квадрата. Рассматривая их в стереоскоп, мы увидим один квадрат, ничем не отличающийся от каждого из двух в отдельности. Если в центре каждого квадрата имеется белая точка, то и она, конечно, окажется на квадрате, видимом в стереоскопе. Но стоит эту точку на одном квадрате немного сдвинуть в сторону от центра, чтобы получился довольно неожиданный эффект: в стереоскоп попрежнему будет видна одна точка, но не на самом поле квадрата, а впереди или позади него! Достаточно ничтожной разницы в обеих картинах, чтобы вызвать с помощью стереоскопа впечатление глубины.
Подробнее…
На таблице (см. ниже) воспроизведены фотографии, изображающие три аптечные склянки как будто одинаковых размеров. Как бы внимательно вы ни рассматривали эти изображения, вы не обнаружите между склянками никакой разницы в величине. А между тем разница существует, и весьма значительная. Склянки кажутся равными только потому, что находятся не в одинаковом расстоянии от глаза или от фотографического аппарата: крупная банка удалена больше, чем мелкие. Но какие именно из трёх изображённых банок ближе, какие дальше? Это невозможно определить простым рассматриванием изображений.
Подробнее…
При рассматривании стереоскопических изображений можно обойтись и без какого-либо прибора: надо лишь приучить себя соответствующим образом направлять глаза. Результат получается такой же, как и при помощи стереоскопа, с той лишь разницей, что изображение при этом не увеличивается. До изобретения стереоскопа пользовались именно этим естественным приёмом.
Подробнее…
Переходя от картин к телесным предметам, зададим себе вопрос: почему, собственно, предметы кажутся нам телесными, а не плоскими? На сетчатке нашего глаза изображение получается ведь плоское. Каким же образом происходит то, что предметы представляются нам не в виде плоской картины, а телами трёх измерений?
Здесь действуют несколько причин.
Подробнее…
Нельзя ли изготовлять фотографии так, чтобы нормальный глаз мог правильно рассматривать их, не прибегая к стёклам? Вполне возможно,— для этого достаточно только пользоваться камерами с- длиннофокусными объективами. После сказанного раньше понятно, что снимок, полученный при помощи объектива с 25—30-сантиметровым фокусным расстоянием, можно рассматривать (одним глазом) на обычном расстоянии,— он покажется достаточно рельефным.
Подробнее…
Близорукие люди, легко могут обыкновенные фотографии видеть рельефными. Но как быть людям с нормальными глазами? Они не могут придвигать изображений очень близко к глазу,— но им поможет здесь увеличительное стекло. Смотря на снимок через чечевицу с увеличением в два раза, такие люди легко могут приобрести указанные выгоды близорукого, т. е., не напрягая глаз, могут видеть, как фотография приобретает рельефность и глубину. Разница между получаемым при этом впечатлением и тем, что мы видим, глядя на фотографию двумя глазами с большого расстояния,— огромна. Такой способ рассматривать обыкновенные фотографии почти заменяет эффекты стереоскопа.
Подробнее…
Столь же важно и второе правило — держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза; в противном случае нарушается правильная перспектива.
Каково же должно быть это расстояние?
Для получения полного впечатления надо рассматривать снимок под тем же углом зрения, под каким объектив аппарата «видел» изображение на матовом стекле камеры, или — что то же самое — под каким он «видел» снимаемые предметы (рис. 128). Отсюда следует, что снимок надо приблизить к глазу на расстояние, которое во столько же раз меньше расстояния предмета от объектива, во сколько раз изображение предмета меньше натуральной величины. Другими словами, надо держать снимок от глаза на расстоянии, которое приблизительно равно фокусной длине объектива.
Подробнее…