Дворцы иллюзий и миражей
Какие ощущения испытали бы мы, если бы, уменьшенные до размеров стеклянного осколка, очутились внутри калейдоскопа? Существует способ выполнить такой опыт на деле. Эту чудесную возможность имели в 1900 г. посетители всемирной Парижской выставки, где большим успехом пользовался так называемый «Дворец иллюзий» — нечто вроде калейдоскопа, но только неподвижного. Вообразите шестиугольный зал, каждая стена которого представляет собой огромное зеркало идеальной полировки. В углах зеркального зала устроены архитектурные украшения в виде колонн и карнизов, сливающихся с лепкой потолка.
Зритель внутри такого зала видел себя словно затерянным в невообразимой толпе похожих на него людей в бесконечной амфиладе зал и колонн; они окружали его со всех сторон и простирались вдаль, насколько видел глаз.
Залы, заштрихованные на рис. 113 горизонтально, получаются вследствие однократного отражения; в результате двукратного отражения получаются изображения, заштрихованные перпендикулярно первым, т. е. ещё 12 зал. Троекратное отражение присоединяет к ним ещё 18 зал (косая штриховка); залы множатся с каждым отражением, и общее число их зависит от совершенства полировки и от параллельности зеркал, занимающих противоположные грани призматического зала. Практически различались ещё залы, получавшиеся в результате 12-го отражения, т. е. видимый горизонт обнимал 468 зал.
Причина иллюзии ясна всякому, кто знаком с законами отражения света: ведь тут имеются три пары параллельных зеркал и десять пар зеркал, поставленных под углом,— неудивительно, что они дают такое множество отражений.
Занимательная физика Ч-1 Я.И. Перельман