Можно ли видеть зеркало?
Вот ещё доказательство недостаточного знакомства нашего с обыкновенным зеркалом: на поставленный в заголовке вопрос большинство отвечает неправильно, хотя все глядятся в зеркало ежедневно. Те, кто убеждён, что зеркало можно видеть, ошибаются. Хорошее чистое зеркало невидимо. Можно видеть раму зеркала, его края, предметы, в нём отражающиеся,— но самого зеркала, если только оно не загрязнено, видеть нельзя. Всякая отражающая поверхность,— в отличие от поверхности рассеиваю “ще и— сама по себе невидима. (Рассеивающей называется такая поверхность, которая разбрасывает лучи света по всевозможным направлениям. В общежитии мы называем отражающие поверхности полированными, а рассеивающие — матовыми.)
Все трюки, фокусы и иллюзии, основанные на использовании зеркал,— хотя бы, например, сейчас описанный опыт с головой,— основаны именно на том, что само зеркало невидимо, а видны лишь отражающиеся в нём предметы.
Животные у зеркала
Любопытно, как относятся к своему отражению в зеркале животные. Многие животные попросту не видят его. Мне никак не удавалось добиться того, чтобы кошка заметила своё отражение. Возможно, что иллюзия разрушается для неё отсутствием тех обонятельных впечатлений, которые в её сознании сопутствуют зрительному образу живой кошки. Не потому ли животные на водопое безбоязненно относятся к отражению своей головы в воде? Опытов с собаками и лошадьми я не производил. Зато не подлежит сомнению, что обезьяны вполне поддаются иллюзии зеркала. Вот что рассказывает наблюдатель из Ленинградского зоологического сада:
«Зеркало было прибито в открытом вольере к стене, на уровне пола. Утром два гамадрила хотели выйти в наружную клетку, но, увидев в ней новый предмет, испугались и убежали. Долго они выглядывали, не решаясь выйти. Привлекаемые блеском нового предмета и ободрённые его неподвижностью, они, наконец, медленно вышли в вольер, отвёртываясь и держась на почтительном расстоянии от зеркала. Повернувшись, чтобы ещё раз взглянуть на этот загадочный предмет, они неожиданно увидели свои изображения, но, приняв их за новых товарищей, радостно закричали и побежали сообщить новость другим гамадрилам.
«Всё население вольера собралось перед зеркалом. Обезьяны протягивали руки новым товарищам, что-то лепетали и, невидимому, приглашали их присоединиться к ним.
«Но упорство, проявленное новыми товарищами, не желавшими войти в вольер, стало раздражать обезьян, их речь утратила оттенок нежного дружелюбия, а на лицах появились гримасы. Новые земляки из зеркала продолжали молчать, отвечали такими же гримасами и кривляниями, что ещё более раздражало обезьян.
«Несколько раз работница приносила гамадрилам пищу, но они не обращали на неё никакого внимания и не отходили от зеркала. Наконец, принесли лакомое блюдо — гоголь-моголь, и проголодавшиеся обезьяны пошли на зов работницы. Но, отойдя несколько шагов от зеркала и повернувшись к нему, они вдруг заметили, что и новые товарищи уходят! Боязнь потерять их была так велика, что обезьяны отказались от гоголь-моголя и снова начали исследовать зеркало. Убедившись, что оно не является открытой дверью, через которую можно войти, гамадрилы попробовали заглянуть, за него, пытались оторвать его от стены, но все усилия их остались тщетными; и тайна появления новых знакомых осталась неразгаданной.
«Поздно вечером вконец измученные бесплодными усилиями и голодовкой обезьяны ушли на ночёвку, а с наступлением утра снова все сидели вокруг зеркала. Упорство и постоянство, с которым они возвращались к нему каждое утро, пытаясь разрешить тайну появления новых товарищей, были поразительны. Обезьяны перестали нормально питаться и целые дни сидели около зеркала. Через неделю зеркало пришлось убрать, и жизнь вольера вошла в свою колею».
Занимательная физика Ч-1 Я.И. Перельман