Велосипедный насос
Замена сплошных резиновых шин на велосипедах пневматическими, т. е. наполненными воздухом, создала возможность пользоваться велосипедом не только для езды по гладким дорожкам, но и по дорогам различного состояния. При пневматических шинах толчки от неровностей дороги не передаются ни остову велосипеда, ни колёсам.
В велосипедных шинах воздухом наполняются особые «камеры», помещаемые на ободе колеса под прочной «покрышкой». Воздух вводится в камеру через вентиль, в котором имеется устройство, исполняющее роль клапана, впускающего воздух в камеру, но препятствующего выходу его наружу.
Велосипедный насос служит для накачивания воздуха в упомянутую выше камеру. Он состоит из цилиндра, поршня и его рукоятки — штока. Поршень при помощи штока двигают взад и вперёд внутри цилиндра. Поршень представляет собой металлический кружок, укреплённый на нижнем конце штока; на этот кружок надет кожаный «воротник». При движении вверх поршень вокруг себя свободно пропускает воздух; при движении вниз давлением воздуха воротник расправляется, прилегает к стенкам цилиндра и гонит воздух к выходному отверстию в нижней части цилиндра. При таком устройстве отпадает необходимость в устройстве клапанов.
Для лучшего прилегания кожи воротника к стенкам цилиндра внутрь цилиндра вводят смазку (вазелин, тавот).
Е.Н. Соколова “Юному физику”