Тир

Среди электронных игр довольно много таких, которые позволяют соревноваться сразу нескольким игрокам и, в частности, проверять свою реакцию. К таким играм относится и игра, которую мы вам предлагаем.


Четверо игроков располагаются перед своими мишенями. Все они вооружены. Оружием может послужить и любое пружинное устройство, стреляющее шариками, и простая рогатка. Конечно, можно применить и пневматические пистолеты или ружья, но – внимание! – только под присмотром взрослых.
Суть игры заключается в том, чтобы быстрее всех поразить свою цель. Если это не удалось с первого выстрела, можно перезарядить оружие и стрелять вновь, если никто из участников еще не успел попасть в цель.


Мишень представляет собой контактную группу, которая при попадании в нее «пули» отклоняется и замыкает контакт, а затем возвращается в исходное положение (см. рис. 1). Над каждой мишенью находятся две перемигивающиеся лампочки, отвлекающие внимание играющих, и лампочка «СТАРТ» начала игры. У ведущего в руках пульт, и он незаметно от игроков нажимает кнопку «СТАРТ»; лампочка «СТАРТ» загорается и тем самым дает сигнал к началу игры. После этого все игроки заряжают свои пистолеты и открывают стрельбу по своим мишеням. Загорающаяся лампочка укажет на того из них, кто попал в мишень первым. После этого ведущий нажатием кнопки «СБРОС» приводит схему в исходное состояние, и игра начинается снова. А слишком нетерпеливого игрока, выстрелившего до сигнала «СТАРТ», выдаст громкий звонок.
Принципиальная схема устройства приведена на рисунке 2.

Для питания схемы используется понижающий трансформатор Т1 с выпрямителем VD2 VD5 и конденсатором С2. Для работы отвлекающих лампочек НL1 и НL2 служит простейший генератор, состоящий из реле К2 и КЗ и конденсатора С1. Пульт ведущего «ПВ» оборудован кнопками «СБРОС» (кнопка 8В1) и «СТАРТ» (кнопка 8В2). Как н мишени игроков, пульт ведущего подключается к общей схеме с помощью разъемов XI —Х4. Но, в отличие от пульта ведущего, мишени игроков (М1, М2, МЗ и М4) содержат только контакты пуска (SB1, SВ2, SВЗ и SВ4). Вся сетевая индикация сосредоточена на корпусе устройства.

Работа устройства происходит следующим образом. После команды «СТАРТ», которую дает ведущий нажатием кнопки SВ2, игроки стреляют по своим мишеням. Предположим, что первой была поражена контактная пара SВЗ на мишени М1. Положительное напряжение через пульт ведущего и замкнутый контакт SВ2, через диод VD1, резистор R1, диод VD10 и контакты SВЗ поступает на управляющий электрод тиристора VS1 и открывает его загорается лампочка НL4. При этом через диод VD6 пойдет ток, что приведет к снижению напряжения на нижнем (по схеме) выводе резистора R1 примерно на 0,8 В. Поэтому все выстрелы игроками после срабатывания лампочки лидера не приведут к открытию других тиристоров и другие лампочки не загорятся.

Основной блок прибора с понижающим трансформатором, выпрямителем, отвлекающими лампочками НL1 и НL2, реле К2 и КЗ, тиристорами VS1 — VS4, сигнальными лампочками НL4-НL8 и звонком НА1 монтируется в металлическом корпусе и соединяется с мишенями и пультом с помощью гибких кабелей.


В качестве понижающего трансформатора можно использовать строчный трансформатор от телевизора (например, ТВК-110Л1) или любой понижающий трансформатор мощностью около 10 Вт н выходным напряжением 12 – 15 В на ток около 300 мА. Можно изготовить самодельный понижающий трансформатор на сердечнике ШЛ16х25 с первичной обмоткой из 2400 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,1 0,14 мм и вторичной из 250 витков такого же провода диаметром 0,27 – 0,33 мм. Проще всего, конечно, использовать готовый адаптер с напряжением 12 В и током 300 мА.

Собранное устройство налаживания не требует. В схеме можно использовать тиристоры типа КУ101 с любым буквенным обозначением, вместо моста из диодов VD2 – VD5 можно использовать диодную сборку типа КЦ407. Диоды VD6 – VD9 заменять на другие опасно, так как это может отразиться на надежности шунтирования тиристоров (у диодов типа Д311 малое прямое падение напряжения).

Схема открыта для усовершенствования вместо генератора на электромагнитных реле можно использовать мультивибратор, вместо лампочек накаливания светодиоды, ввести несколько мишеней для каждого игрока для последовательной стрельбы и т.д. Единственное, чего делать нельзя, – нельзя использовать автотрансформатор или бестрансформаторный способ питания от сети.

Игру можно усложнить, если ее организовать по типу зимнего двоеборья, то есть перед стрельбой устроить забеги или преодолевание полосы препятствий.
Мишени лучше сделать из тонкого стального листа толщиной 0,5…0,7 мм. Можно на них изобразить морду какого-нибудь монстра. Контакты лучше использовать от любого реле, их не следует отделять друг от друга, а крепить и монтировать проще вместе с их «родными» изолирующими пластинами.

М. МИХАЙЛОВ
Журнал “Левша” №5-06г.

Оставить комментарий:

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>