Паровой двигатель
Паровые машины всегда имели много поклонников. В последнее время, на волне всемирного движения «Паропанк» («Steampunk») интерес к паровым механизмам возрос. И в самом деле, сколько радости и гордости можно испытать, когда собственноручно построенная машина начинает работать н блестящие латунные детали буквально завораживают зрителя движением штоков, шатунов и кривошипов. Если же от эмоций перейти к делу, можно сказать, что все это может отлично работать в любой вашей модели, отчего она, конечно, только выиграет.
Для начала немного теории. Цилиндры паровых машин подразделяются на простого и двойного действия. В первом случае давление пара производится на одну поверхность поршня, а во втором — давление работает попеременно, то на одну, то на обратную поверхность поршня.
Парораспределение в паровых машинах подразделяется на три основных вида: золотниковое, клапанное и крановое.
В данном случае нас, интересует золотниковое парораспределение — оно самое простое в изготовлении и не требует использования станков. Золотники в основном бывают коробчатые и цилиндрические (на самом деле конструкций золотников десятки, если не сотни).
Простой цилиндрический золотник, применяемый в модельных паровых машинах иностранных фирм, достаточно прост, но не годится для длительной безотказной работы, так как быстро срабатывается и перестает надежно перекрывать так называемые паровые окна. Все эти недостатки исключены в простом коробчатом золотнике. Он в разы долговечнее и надежнее, так как его постоянно прижимает к «зеркалу» золотниковой коробки давление пара. Исключены протечки пара, паровые окна всегда надежно перекрываются. Такой золотник сравнительно просто собрать из плоских деталей, наконец, конструкция золотниковой коробки позволяет оптимально настроить отсечку пара на глаз.
Для постройки паровой машины вам потребуется: латунная трубка Ø16 — 80 мм, с толщиной стенки 1 — 2 мм; латунная трубка Ø5,,,6, 7…8 мм: листовая латунь толщиной 1 — 2 мм и 0,5 — 0,6 мм; стальные прутки (гвозди, прутки от электродов); кусочек войлока или фетра; латунная проволока Ø1 — 1,5 мм, листовое оцинкованное железо толщиной 0,5 мм.
Журнал “Левша” №12-10г.