Лодка

Эти две игрушечные лодочки соединяет общая палуба, на которой установлены микроэлектрический двигатель, редуктор, на выходной вал которого плотно посажен небольшой маховичок, шатун, кулиса и приводной вал. На конце приводного вала, за кормой катамарана, размещены два прозрачных пластмассовых стаканчика. И, хотя это кажется невероятным, именно стаканчики создают упор и толкают модель вперед подобно гребному винту. Хотите в этом убедиться? Тогда соберите модель. Но прежде проделайте простой опыт.


Возьмите в руки ведро за донышко и край. Опустите его в воду наполовину заполненой ванны. Когда оно погрузится полностью, поднимите его, и вы почувствуете тягу, очень схожую с реактивной. Возможно, здесь имеет место не только реактивная тяга водяной струи, но еще какой-нибудь другой гидродинамический эффект. Пока на это трудно ответить. Важно же здесь другое: эффект «X» (назовем его условно так, потому что физическая сущность его пока не объяснена) можно использовать для приведения судомоделей в движение.

Одна из таких моделей — наш катамаран. Если его поставить на воду, включить тумблер, то заработает электрический двигатель, придет в движение механическая передача и стаканчики начнут качаться с небольшим размахом вверхвниз. Поочередно каждый из них будет полностью погружаться, затем целиком выходить из воды. Модель поплывет, набирая скорость.


Не сразу додумался изобретатель Р. Романов до этой конструкции. Вначале сделал не катамаран, а лодочку. На ее корме установил колесо большого диаметра из пенопласта, в диаметрально противоположных его точках закрепил стаканчики. Лодка плыла, но медленно – слишком большое сопротивление
оказывало колесо. Да и плыла, к тому же, зигзагами. Потом были еще три модели. Они имели те или иные недостатки. В последней, четвертой, конструкции Романову удалось преодолеть многие технические противоречия. Качающиеся пластмассовые стаканчики стали меньше тормозить модель в движении. Они работают настолько эффективно, что создают даже больший упор, чем гребной винт, питающийся от той же батарейки. Из этого можно сделать вывод: КПД такого движителя выше.

Но это справедливо только для моделей. Для морских или речных судов утверждать подобное нельзя. Вероятнее всего, эффект «X» лучше проявляет себя на малых скоростях. Размеры модели вы можете выбрать по своему желанию. Но советуем подойти к работе творчески, поразмышлять над своей конструкцией, ведь движитель можно установить на модели и другими способами.

В. ЗАВОРОТОВ
Журнал “Левша” №11-02г.

Оставить комментарий:

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>