Реактор для субмарины
Оговоримся сразу: эта модель не копирует пропорции существующих подводных лодок. Задача в другом, а именно: показать работу ее необычной двигательной установки. А необычность ее в полном отсутствии механических узлов и деталей. Ничего похожего на пружинный двигатель, резиномотор, электродвигатель или двигатель внутреннего сгорания здесь нет, как нет и гребного винта. Тем не менее, под водой лодка осилит дистанцию в 20…30 метров! За счет чего?
Давайте рассмотрим модель, придуманную американским инженером Альбертом Неуманом еще в 1951 году.
Внутри корпуса (см. рис. 1) расположена полая камера. В задней ее части закреплен обычный воздушный шарик. Горловина его зажата пробкой, в которой имеется отверстие — это сопло. Теперь мысленно заполним шарик водой. Его объем увеличится и займет в корпусе положение, отмеченное пунктирной линией.
А теперь обратите внимание на среднюю часть корпуса перед рубкой. Здесь установлен… реактор. Не ядерный, конечно, а химический. В него загружаются самые обычные бытовые препараты: сода и 9%-ная уксусная кислота. Стоит только эти вещества соединить — и пойдет реакция с бурным выделением углекислого газа.
Под напором газа вода из воздушного шарика начнет стремительно вытекать из сопла. Реактивная тяга водяной струи и приведет модель в движение.
Но даже когда вся вода из шарика окажется за бортом, движение субмарины не прекратится. Избыток газа преодолеет гидростатическое давление воды в трубке, установленной в нижней части корпуса, и модель продолжит движение за счет реактивной тяги струи газа.
Чтобы запустить модель, достаточно положить ее на воду. Сначала она опустится на дно водоема, но вскоре ее плавучесть благодаря выделяющемуся при реакции газу станет положительной, и лодка устремится вперед, медленно поднимаясь на поверхность.
Мы существенно упростили конструкцию субмарины Неумана, заменив тяжелый корпус модели из жести обыкновенной пластмассовой бутылкой объемом 1,5 л. Стенки ее прозрачны, и это позволяет контролировать наполнение шарика. А легкий корпус, заполненный изнутри газом, обладает достаточной прочностью, и давление воды на глубине не сомнет его стенки. Дополняет очертания корпуса каркас из медной проволоки диаметром 3 мм. Места пересечения их необходимо прихватить оловянным припоем.
На носу и на корме проволочные стрингеры усилены жестяными пластинами. К ним же припаиваются носовые, кормовые рули, а также рубка. На рубке имитируются люки, антенны и перископы. Внутри корпуса рубки размещен химический реактор.
В собранном состоянии модель необходимо сбалансировать на воде, закрепляя на проволочном каркасе дополнительные грузы. Вариант крепления деталей на корпусе показан на рисунке. Завершает работу покраска всех металлических частей корпуса. Используйте яркие нитроэмали или масляные краски, устойчивые к воде.
Ю. АНТОНОВ
Журнал “Левша” №8-97г.