Вечный букет
Свежесрезанные цветы недолго радуют нас своей красотой. Через несколько дней краски блекнут, лепестки опадают. Ставить цветы в воду? Срок их жизни увеличивается, но ненамного. Добавлять в воду питательные вещества? Это прибавляет цветам еще несколько дней жизни. Можно, наконец, выгонять цветы, оставляя корневую систему целой и невредимой в небольшом коме земли. Такие цветы живут долго, но, согласитесь, не запихнешь же не только комков в красивую фарфоровую или хрустальную вазу с ограниченным объемом.
Рассматривая эту цепочку усовершенствований, изобретатель Василий Шушин обратил внимание на одну особенность. Отделенные от корней -этого естественного природного насоса — ветки самостоятельно не способны подпитывать влагой ни листья, ни цветы. В помещениях с низкой влажностью воздуха лишенные влаги цветы всегда обречены.
А нельзя ли функцию природною насоса перепоручить другому, рукотворному, устройству, действующему на основе известных физических законов? Ведь чтобы “протолкнуть” воду по капиллярам от места среза до самой высокой части ветки, нужно не такое уж высокое давление. Расчеты показывают: чтобы питать срезанную ветку высотой в 1 м. на ее концах необходимо создать разницу давлений всего в 80 мм ртутного столба. Как осуществить это на практике?
Василий Михайлович перебрал десятки вариантов. В конце концов остановился на конструкции, которая представлена на рисунке. Как видите, основной элемент — герметичная ваза. В нее под слой питательного раствора погружаются только нижние концы веток. Все они пропущены через узкие отверстия в гибкой мембране. По сути дела она и является тем разделительным барьером, поддерживающим разность давлений. Поддерживать избыточное давление внутри вазы технически не так уж и сложно. Можно установить в стенке обычный велосипедный ниппель и периодически повышать давление велосипедным насосом. А можно и упростить задачу. Досточно вывести из вазы тонкую трубку с воронкой на верхнем конце и периодически подливать в нее раствор (см, рис.). Гидростатическое давление постоянно будет создавать избыточное давление внутри вазы.
Казалось бы, каждое из представленных решений осуществимо. Но первые опыты показали – камнем преткновения стала гибкая мембрана. Даже не сама мембрана, а отверстия в ней. Пропущенные через них стебли не имеют надежного уплотнения, а потому давление внутри падает и постепенно сравнивается с атмосферным.
Обращали внимание — когда с бутылки шампанского удаляют проволочную “корзиночку”, даже под действием газов сама пробка редко вылетает из горлышка. Порой приходится приложить немалое усилие, чтобы открыть бутылку. А дело все в том, что внутреннее давление с силой прижимает пробку к стенкам конического отверстия, узкая часть которого располагается на горлышке.
Вот вам и решение цветочной проблемы: на гибкой мембране нужно заранее изготовить отверстия с широкими манжетами. Избыточное давление с силой прижмет их к стеблям и исключит утечку воздуха в атмосферу.
У Василия Михайловича подобное устройство надежно удерживает давление в течение суток. Всо это время часть жидкости по стеблям подпитывает цветы. А небольшая часть воздуха изнутри все же “вытекает» через неплотности. (Обнаружить эти изменения можно только по уровню жидкости в тонкой трубке.) Но дело легко поправить, подлив новую порцию жидкости в воронку.
А что же цветы, как они реагируют на это техническое новшество? Эксперименты показали, что в подобной вазе они живут почти столь же долго, сколь в естественных условиях.
Сегодня ваза существует в одном экземпляре. Но конструкцию можно повторить. На рисунке цифрами обозначены; 1 – фланец: 2 — гибкая мембрана с манжетами; 3 – винт; 4 ваза; 5 – гидростатическая трубка. Хрусталь можно заменить органическим стеклом. Обтекаемую форму заготовке легко придать резцом на токарном станке. На станке нетрудно выточить фланец из цветного металла. Сложнее будет изготовить мембрану с манжетами Изобретатель свое ноу-хау не раскрывает. Поэтому попробуйте решить задачу самостоятельно.
В.АЛЕШКИН
Журнал “Левша” №6-97г.