Некоторые “профессии” транзистора
Транзистор – датчик температуры (рис. 1), Один из параметров транзистора, на который иногда приходится обращать внимание, – обратный ток коллектора. От его стабильности порой зависит надежность работы конструируемого устройства. Этот ток появляется при подключении источника к коллекторному переходу в обратном направлении, т. е. когда на коллекторе транзистора структуры р-п-р – минус напряжения, а на базе – плюс (или на коллекторе транзистора п-р-п плюс напряжения, а на базе – минус).
Чтобы убедиться, насколько стабилен этот ток при изменении окружающей температуры: запаситесь хотя бы двумя транзисторами, один из которых кремниевый, а другой германиевый. Еще понадобятся омметр и стакан теплой (50. ..60 °С) воды.
Если у вас оказался германиевый транзистор МП39Б (структуры р-п-р), подключите к выводам его коллектора и базы омметр так, чтобы плюсовой щуп омметра был соединен с выводом базы. Стрелка омметра зафиксирует при этом обратное сопротивление коллекторного перехода, которое определяется обратным током коллектора. Сопротивление может быть весьма большое – несколько сотен килоом.
Наблюдая за показаниями омметра, опустите транзистор “шляпкой” вниз в стакан теплой воды настолько, чтобы основание транзистора с выводами было выше уровня воды на 2…3 мм. Буквально через несколько секунд вы заметите, что контролируемое сопротивление начнет снижаться. Примерно через минуту оно может упасть до 50 кОм – все зависит от температуры воды.
Стоит вынуть транзистор из воды, как через некоторое время стрелка омметра возвратится в первоначальное положение. Если же транзистор поместить в холодильник, обратное сопротивление возрастет по сравнению с начальным.
Проделайте тот же эксперимент с кремниевым транзистором, например КТ315. Вы убедитесь, что его обратный ток коллектора не будет обнаружен стрелочным индикатором авометра. Он составляет единицы и даже доли на но ампера (1 нА=10^-9А). Поэтому колебания обратного тока коллектора менее ощутимы каскадами, выполненными на кремниевых транзисторах по сравнению с такими же каскадами на германиевых. Отсюда нетрудно понять, почему при разработке радиоаппаратуры предпочтение отдают кремниевым транзисторам.
И еще один вывод. Поскольку обратный ток коллектора зависит от окружающей температуры, германиевый транзистор может стать датчиком, с помощью которого удастся измерять, например, температуру наружного воздуха. Такое решение иногда встречается в радиолюбительской практике.
Транзистор – светочувствительный датчик (рис. 2). Из имеющихся у вас транзисторов отберите маломощный германиевый с возможно большим коэффидиентом передачи. Предположим, вы остановились на транзисторе МПЗ36. Удалите у него колпачок, предварительно спилив “донышко” корпуса или осторожно обломив его кусачками. Затем подключите к выводам его коллектора и эмиттера омметр в указанной на схеме полярности и прикройте транзистор листом бумаги, чтобы на него не попадал свет. Стрелка омметра отметит весьма высокое сопротивление между указанными выводами. А теперь откройте транзистор и направьте на него с расстояния метра-двух сеет настольной лампы, Омметр зафиксирует уменьшение сопротивления. При приближении лампы к транзистору, т. е. при увеличении его освещенности, значение сопротивления, измеряемого омметром, будет падать.
Итак, из транзистора получили фотодатник , чувствительный к свету. Чем больше света падает на датчик, тем меньше его сопротивление. Нетрудно догадаться о возможном применении подобного датчика в измерителе освещенности, автомате включения освещения при наступлении сумерек на улице, фотоэлектронном тире, оптическом телефоне и т. д. Причем наибольшая чувствительность такого датчика получается при освещении его со стороны эмиттера, а также при использовании транзистора с возможно большим коэффициентом передачи.
Журнал “Радио” №1-98г.