Монорельсовая железная дорога
Чтобы самому сделать модель монорельсовой железной дороги, вам понадобятся следующие материалы: дощечка размерами 10х70х150 мм, пять небольших колес с резиновыми
покрышками (диаметр колес 40 мм), микроэлектродвигатель, питающийся от батарейки 4,5 в, лист картона, клей (лучше всего быстросохнущий).
В дощечке (4) делаем прорезь размерами 50х10 мм и укрепляем в ней колесико (6) — ведущее колес© поезда. Остальные четыре колеса укрепляем так, как это показано на рисунке 2. Они будут выполнять роль бегунов. К середине дощечки прикрепляем шурупами электродвигатель (7), который своим колесом (8), укрепленным на оси, должен прижиматься к покрышке ведущего колеса (6).
Из листа картона делаем корпус моторного вагона (смотри рис. 3 и 4). К его боковым стенкам прикрепите по две бусинки (10). Они, прикасаясь к бокам рельса, препятствуют соскальзыванию с него вагона. К дощечке (4) прикрепляем проволоку диаметром около 1 мм и на её конце устанавливаем щетки (9), представляющие собой пучки тонких медных проволочек. Они будут скользить по поверхности металлических лент (3), выполненных из алюминиевой фольги и наклеенных на боковые стенки рельса.
Рельс склеиваем из картона в виде круга или эллипса. Изменяя полярность и присоединяя батареи к алюминиевым лентам (3), можно изменить направление движения нашего железнодорожного состава.
Автоматическое устройство для монорельсовой железной дороги.
Модель монорельсового железнодорожного состава движется без остановки по круговому или эллиптическому полотну. Это мы сделали в нашем «Уголке юного конструктора». Сейчас давайте оборудуем монорельсовую дорогу автоматическими устройствами, оптической и звуковой сигнализациями.
Начнем с автоматического устройства для остановки и пуска поезда.
Для сборки такого устройства необходимы следующие элементы:
деревянное основание «с» (подставка) размерами 70X10 мм;
жестяной кронштейн «Ь», выполненный из металлической ленты длиной около 200 мм;
круг диаметром 90 мм из фанеры толщиной 5 мм;
две щетки «е», сделанные из медной проволоки диаметром 1,5 мм (длина одной щетки 15 мм, а второй — 30 мм);
электродвигатель (моторчик) «и»;
соединительные провода.
К основанию «с» прикрепляем, как это показано на рисунке 1 кронштейн «Ь» в виде дуги. К кронштейну прикрепляем круг «а» на оси, роль которой выполняет болт с гайкой. В круге и в кронштейне просверливаем сначала отверстия для крепления оси. По окружности круга приклеиваем 20-миллиметровую полоску алюминиевой фольги. Моторчик «d» крепим к основанию так, чтобы находящийся на его оси резиновый колпачок был прижат к колесу «а» (смотри рис. 1).
Это устройство прикрепляем затем к полоскам фольги на боках рельса. Для этого вырезаем 20-миллиметровый кусочек фольги, приклеенной к рельсе, и на это место вклеиваем две узкие полоски фольги “f” (так, как это показано на рис. 1). Эти полоски не должны соприкасаться. Ленты «h», расположенные по бокам рельса, надо соединить проводом “j”.
Задача этого устройства — останавливать на определенное время поезд (например, на железнодорожном переезде). После остановки поезд автоматически тронется с места и поедет в заданном направлении.
Принцип действия нашего устройства следующий: в момент, когда поезд доедет до места переезда, где из сплошной ленты вырезан кусок, он остановится. Щетки вагона соединят отрезки фольги «g», замыкая цепь электродвигателя “f”, питающегося от батарейки «k». Двигатель начнет вращаться, приводя в движение круг «а» до тех пор, пока отрезок “f” не соединит щетки «е» на основании «с». В тот же момент будет подано напряжение от батарейки «k» к отрезкам фольги «g». Поезд тронется. Напряжение по-прежнему будет подаваться к электродвигателю, вращающему круг «а».
Автоматическая оптическая и звуковая сигнализация.
Это устройство значительно проще предыдущего. Его электрическая схема (смотри рис. 2) подсоединена и к батарее, и к звонку (или сигнальной лампочке). Концы схемы присоединяем к ленте из фольги на одной из боковых сторон рельса. Из ленты «Ь» вырезаем отрезок длиной в 20 миллиметров, а на место вырезанного кусочка вставляем 15-миллиметровый отрезок фольги, предварительно присоединив к нему один конец провода. Второй конец провода прикрепляем к ленте «h».
Автоматическое устройство для скоростной монорельсовой железной дороги устанавливаем вместе с семафором в произвольном месте рельсы. Поезд, проезжая в этом месте, включит цепь звонка или лампочки, находящихся на семафоре, которые дадут сигнал о приближении состава.
Журнал ” Горизонты техники для детей” №9-66г.