Ленточный транспортер
Непрерывно движущаяся лента используется в очень многих устройствах. Ленточный транспортер (конвейер) подает материалы на строительной площадке, перемещает уголь в шахте, обеспечивает передвижение деталей от одного рабочего к другому в цехе, доставляет багаж в аэропортах и т.п.
Давайте сделаем модель ленточного транспортера, работающую от электромоторчика. Для этого пригоден любой моторчик, используемый в детских механических игрушках (4,5 В).
Транспортер монтируется на подставке — деревянной планке 8 длиной 500 мм, шириной 30 мм и толщиной 10 мм (рис. А). К противоположным торцам планки 8 крепят (прибивают) вильчатые держатели 4, сделанные из изогнутых жестяных полосок шириной 14 мм. В этих держателях вращаются деревянные валики 2 диаметром около 21 мм. По бокам каждого валика прибивают направляющие ролики. Их можно вырезать из жести или плотного картона. Диаметр направляющих роликов 1 и 3 равен 30 мм. Затем изготовляется лента конвейера 5. Для этого берут шелковую ленточку (лучше всего репсовую) шириной 30 мм и сшивают оба конца. Получается сплошной обод, охватывающий оба противоположных валика. Симметрично, с обеих сторон подставки 8, прибивают жестяные держатели 10, в которых крепятся оси упорных роликов 9. Их можно сделать из круглых деревянных палочек диаметром около 7 мм.
У проволочных кронштейнов 6, 7 и 11 верхние концы изогнуты под прямым углом, плоско расклепаны и прибиты к обеим сторонам подставки 8. Нижние концы воткнуты в кусочки пробки или в деревянные брусочки.
На рисунке В представлен вид транспортера сбоку с натянутой лентой 5. Прибитая к подставке 8 жестяная полоска 12 служит для подвески моторчика 13. На оси моторчика устанавливается червяк 14, передающий усилие на шестерню 15.
Рисунок С поясняет конструкцию приводного механизма (вид сверху, без ленты). Если вы воспользуетесь моторчиком иного типа, следует соответственно изменить подвеску 12.
Электромоторчики от детских игрушек рассчитаны на слишком большое число оборотов. Поэтому их нельзя непосредственно подключить к приводному валику транспортера. Между осью двигателя и приводным валиком следует вмонтировать передачу для снижения числа оборотов. В качестве передачи можно использовать большой кружок, вырезанный из древесно-волокнистой плиты. Он будет вращаться под действием резинового ролика на оси двигателя. (Для этой цели непосредственно на ось двигателя насаживается кусочек резинки от велосипедного вентиля). Но лучше всего воспользоваться червячной передачей. Шаг витков червяка 14 должен соответствовать шагу зубьев шестерни 15.
Червяк изготовляется из части винта, как показано на рисунке В. Отверстие червяка подбирается таким образом, чтобы он плотно »си-дел« на оси двигателя.
Еще один способ изготовления червяка представлен на рисунке Е. В соответствии с шагом зубьев приводного колеса свейте из латунной проволоки »пружину« 16. Насадите пружину на латунный валик 17 и припаяйте оловом, следя при этом за тем, чтобы олово не попало между витками пружины 16. Готовый червяк устанавливается на оси двигателя.
А. СЛОДОВЫ
Журнал “Горизонты техники для детей” №11-83г.