“Думающая” игрушка
Мы познакомим вас с „думающей” игрушкой, которая может быть партнером в игре. Прежде чем рассказать о том, как сделать эту игрушку, я познакомлю с правилами игры, что поможет разобраться в ее конструкции.
Состязание, в котором участвуют игрушка и один игрок, происходит на дорожке, которая проходит через 26 гнезд (рис. 1). Ход производится путем перемещения из гнезда в гнездо стержня, который перед началом игры стоит в гнезде с надписью „старт”. При каждом движении можно переместить стержень на одно, два или три гнезда вперед. За игрушку стержень передвигает игрок, а число гнезд, на которые игрушка „хочет” передвинуть стержень, зависит от числа лампочек, зажигающихся после нажима кнопки Р.
Итак, игрок выполняет ходы попеременно, то за себя, то за игрушку. Выигрывает тот, кто первым дойдет до гнезда с надписью „финиш”. Если проводится розыгрыш, состоящий из четного числа состязаний, то игру начинают попеременно то игрок, то игрушка. При разовых состязаниях право первого хода можно установить жеребьевкой, например, подбрасывая монету.
———————————————————————
принцип работы транзистора и диода основан на донорных и акцепторных примесях к полупроводнику.
———————————————————————
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА
Эта схема (рис. 2) очень проста. 26 гнезд, через которые идет гоночная дорожка, разделены на три группы: G1,G2, GЗ. Гнезда данной группы соединены друг с другом. Отрицательный полюс батареи можно соединить с гнездами любой группы с помощью электронного стержня. Положительный полюс батареи можно переключателем Р соединить с лампочками Z1, Z2, Z3. Благодаря диодам D1, D2 каждой из трех групп гнезд соответствует иное число лампочек, зажигающихся после замыкания цепи переключателем Р и стерженем О.
Изготовление игрушки начни с передней пластинки. В подготовленной заранее пластинке проделай отверстия для гнезд, переключателя и шурупов (см. рис. 1). Отверстия для переключателя и способ его установки определи сам. исходя из того, какой переключатель имеется в твоем распоряжении. После установки переключателя обозначь на картоне черной тушью и сделай необходимые надписи.- Покрой рисунок тонким слоем прозрачного лака и тщательно приклей к передней пластинке. Перед монтажом всех гнезд, три из них, предназначенные под лампочки, укороти на 5 мм. Перевернув пластинку, выполни соединения монтажной проволокой между гнездами так, как схематически показано на рис. 3. Перекрещивающиеся провода надо изолировать друг от друга. На гнездах с номерами 5, 6 и 7 наложи паячные петли, в результате чего закрепление диодов 1 и 2 не представит трудности. После выполнения соединений наложи на гнезда крепежные гайки. Вклеив электролампочки в патроны и выполнив окончательные соединения, приступай к изготовлению электронного стержня. Для этой цели можно использовать старую шариковую ручку. Изолированный на обоих концах медный трооик, длиной около 30 см, старательно покрой припоем. Один конец тросика продень сквозь заранее подготовленные отверстия в корпусе шариковой ручки и припаяй к металлическому концу вкладыша. К другому концу провода приделай банановый контакт.
В корпусе игрушки должны свободно поместиться как передняя пластинка, так и питающие батарейки. Корпус можно сделать самому из любого ‘изоляционного материала (фанера, метаплекс, текстолит) либо приспособить какую-нибудь пластмассовую коробку, из тех, что есть в продаже. На дне корпуса прочно закрепи две плоские батарейки 4,5 В, соединенные последовательно. Помни при этом, чтобы обеспечить свободный доступ для батареек. В четырех углах корпуса закрепи деревянные дистанционные брусочки, к которым будет привернута передняя пластинка. После подключения батарейки проведи проверку, то есть проверь число горящих лампочек на каких-либо гнездах дорожки. Перенесение электронного стержня из гнезда „старт” в гнезда, обозначенные цифрами 1, 2, 3 (рис. 1) при нажатом переключателе Р, должно вызывать зажигание соответственно: одной, двух или трех лампочек. Если проверка прошла удачно, то можно приступить к окончательной сборке игрушки. Если обнаружены неисправности, надо проверить правильность и качество соединений, состояние батареек. После всех поправок нужно повторить проверку.
Дополнительные замечания к изготовлению игрушки
1. Радиогнезда можно заменить пустотелой заклепкой или даже кнопкой.
2. Можно обойтись при более дешевом варианте игрушки без диодов D1 и D2. Тогда каждой из групп G1, G2, GЗ будет отвечать одна лам почка, зажигание которой равно- значно пожеланию: передвинь стержень вперед на 1, 2 или 3 глазка. 3. Можно подготовить несколько накладных картонов с разными вариантами гоночной дорожки.
Во время состязаний часто совершаются две основные ошибки, а именно:
1. Игрок перескакивает через слишком большое,число гнезд или сходит с дорожки гонок;
2. Дважды при одном ходе нажимается кнопка Р и делаются переходы.
Пока ты хорошенько «е усвоишь правил игры, делай ходы медленно и очень внимательно. Можно при этом повторять попеременно: «Мой ход, твой ход».
Журнал “Горизонты техники для детей” № 12-76г.