Опять физика

Подберите семь бутылок таким образом, чтобы из них можно было последовательно извлечь гамму звуков от «доя до «си». На этих бутылках, по очереди извлекая звуки, можно исполнить несложную мелодию. Прайда, исполнение такого оркестра будет бледным — ведь в его распоряжении только семь звуков. А если создать оркестр из 88 музыкантов? Это возможно, но такой оркестр не сможет, например, сыграть мелодию в быстром темпе.

Из одной бутылки можно извлечь последовательно несколько звуков разной высоты. Надо только изменить размеры воздушного столба. Если в бутылку налить немного воды, извлеченный звук будет выше: вода вытеснит часть воздуха, и длина воздушного столба уменьшится. Можно и из одной струны извлечь несколько звуков разной высоты. Для этого придется менять длину кс самой струны, а только ее колеблющейся части.

Прикрепите к ящичку-резонатору продольную деревянную планку, укрепите на ней несколько поперечных планок и натяните струну вдоль продольной планки. У вас получился «гриф». Прижимая пальцем струну то к одной, то к другой поперечной планке, вы будете менять длину колеблющейся части струны и получите звуки разной высоты.

Налейте в бутылку воду и подвесьте ее. Ударяя по ней деревянным молоточком, получите звук еще одного тона.
Теперь у вас получился оркестр, состоящий уже не из однозвучных, а из одноголосных инструментов. «Голоса» инструментов разделите, как это делается в хоре, на теноры, басы, альты и сопрано.

Чтобы извлечь все звуки своего «голоса», струнные инструменты имеют обычно по нескольку струн. Поэтому, водя смычком сразу по двум струнам, скрипку можно заставить звучать в два голоса. А щипковый струнный инструмент — гитара, имеющая 6 или 7 струн, по своим возможностям приближается к многоголосным инструментам.
Одноголосные медные и деревянные духовые инструменты имеют различные устройства, позволяющие менять длину воздушного столба. У большинства духовых инструментов это осуществляется нажатием клапанов. У тромбона цилиндрический корпус сделан раздвижным. Можно изменить тембр звучания трубы, приглушив отдельные обертоны. Для этого в раструб трубы вставляют пустотелую металлическую «грушу» — сурдину. В раструб валторны для этой же цели вводят кисть руки.

Одноголосные инструменты могут выступать соло под аккомпанемент любого многоголосного инструмента или целым семейством — квартетом, квинтетом; могут быть объединены в маленькие смешанные ансамбли, состоящие из разнотембровых инструментоп, например струнных смычковых и деревянных духовых. И, наконец, маленькие ансамбли объединяются в один большой многоголосный и многотембровый ансамбль — симфонический оркестр.

Он включает в себя самые разнообразные инструменты: одноголосные — струнные смычковые, медные духовые, деревянные духовые; многоголосные — арфы, фортепьяно, орган, челесту; однозвучные литавры и даже инструменты, звуки которых не имеют определенной высоты — барабан, кастаньеты, медные тарелки и другие. Литавре похожа на барабан, но корпус ее напоминает полушарие. Звук из литавры извлекается ударом колотушки, а меняя натяжение кожи, можно регулировать высоту звука. Однако перестраивать литавру на другой звук очень долго, потому в оркестре используются две литавры, настроенные на разную высоту звучания. На них, ударяя поочередно колотушкой, можно сыграть простейшую мелодию из двух нот.

ЭЛЕКТРОНИКА ПОМОГАЕТ МУЗЫКЕ
Музыка имеет свои выразительные средства, звуковысотность, ритм, тембр. Используя эти средства, композитор создает музыкальные образы. А ученые и инженеры, работающие в области музыки, трудятся над расширением выразительных возможностей музыкальных инструментов. Музыкант перед микрофоном играет на трубе. Микрофон соединен с усилителем, а на выход усилителя включен электронный осциллограф. На экране осциллографа — четкая фигура. Это форма колебания, соответствующая тембру трубы.

Если сделать электрический генератор, создающий на экране осциллографа такой же рисунок, и подключить его к громкоговорителю, мы услышим звук трубы. Только теперь сложные процессы, происходящие в трубе, будут смоделированы электрическими устройствами: электронными лампами, сопротивлениями, конденсаторами. Можно смоделировать и звуки других инструментов, даже человеческого голоса. Инженеры научились получать тембры, вообще не существующие в природе. Вспомните необычные звуки ансамбля электронных музыкальных инструментов.

В экспериментальных лабораториях, на фабриках музыкальных инструментов вы увидите сейчас большое количество точных и чувствительных электронных измерительных приборов. Оки помогают изучать свойства материалов, разрабатывать наиболее совершенные способы обработки материалов, из которых делают музыкальные инструменты.
Сделать электронный музыкальный инструмент в школьной мастерской или дома может не каждый юный техник. Но смастерить простейшие из струнных, духовых, ударных под силу любому. Несколько бутылок, подвешенных на веревке, уже представляют собой простой ударный инструмент. А если вы сделаете клавиатуру с молоточками, чтобы каждый молоточек при нажатии своего клавиша ударял по определенной бутылке, у вас получится простейшая челеста. Из подобных инструментов можно создать полый оркестр.

Автор Л. Скобенников
Журнал “Юный техник” № 5-61г.

Оставить комментарий:

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>