Дальние родственники кино
Сейчас, когда кино стало звуковым, цветным, когда оно прочно вошло в нашу жизнь и стало самым популярным и массовым искусством, любопытно вспомнить, как свыше ста лет назад пытались оживлять рисунки. Здесь будет приведено несколько старых опытов, которые вы легко можете проделать самыми простыми средствами. С некоторыми из этих опытов вы, наверное, уже знакомы, они описаны многими авторами, ведь прошло очень много времени с тех пор, как эти опыты были придуманы, и все же им следует уделить внимание.
Первый опыт основан на зрительной памяти: глаза способны в течение примерно 0,1 доли секунды сохранять зрительный образ уже исчезнувшего изображения. Даже картинка здесь приводится та самая, которая демонстрировалась в те далекие времена. Нарисуйте на небольшом картонном кружке с одной стороны клетку, с другой стороны птичку. Прикрепите к кружку две нитки. При быстром вращении кружка на нитках создается впечатление, что птичка сидит в клетке. Этот прибор был назван «Таумотропом». Вы можете проявить свою инициативу и нарисовать разные забавные картинки, которые, совмещаясь, тоже дадут одно целое изображение.
Для второго опыта мы с вами сделаем более совершенный прибор, чем «Таумотроп». Если у «Таумотропа» только две картинки, которые при вращении совмещаются в одну, то у нового прибора, с которым вы сейчас познакомитесь,— четыре картинки, они уже дают впечатление движения. Этот прибор назывался «Праксиноскопом».
Возьмите два куска картона длиной 10 сантиметров, шириной 7 сантиметров. Сделайте в каждом из них, в середине, прорезь в 4 сантиметра. Вставьте одну картонку в другую, чтобы получилась крестовина. Из другого куска картона вырежьте кружок диаметром 7 сантиметров и укрепите на нем крестовину. Укрепите ее с помощью бумажных уголков, смазанных клеем. В середине кружка сделайте шилом отверстие и вставьте в него велосипедную спицу или кусок ровной проволоки толщиной 1,5—2 миллиметра. Нужно, чтобы спица плотно прижималась к одному из углов крестовины. Закрепите ее там бумажными полосками, смазанными клеем. Спица должна быть крепко укреплена, и нужно, чтобы вращаться она могла только с крестовиной.
На четырех бумажных полосках шириной 7 и длиной 10 сантиметров нарисуйте посередине тушью человечка — человечка подпрыгивающего и размахивающего руками. Все положения его рук и ног, отличаясь друг от друга, как бы продолжают определенные движения, передают отдельные моменты движения.
Прикрепите конторскими скрепками рисунки в четырех углах крестовины и, держа спицу вертикально, вращайте ее пальцами. Нарисованный человечек будет прыгать и размахивать руками. Очень быстро вращать не надо, вы сами убедитесь, при какой скорости вращения движение окажется наиболее четким.
Сами придумайте, что можно еще нарисовать. Можно создать разные занимательные движущиеся изображения и показывать их своим друзьям (так делали и больше ста лет назад).
Можно предложить еще такую модель этого опыта. Возьмите круглую коробку из-под торта. Нарисуйте на внутренней стороне коробки фигурки человечков, которые последовательно делают какие-то движения. Можно, конечно, нарисовать любую картинку, которая как-либо изменяется. Над каждой картинкой проделайте узкую щель. Поставьте коробку на диск электропроигрывателя и включите его, чтобы коробка стала вращаться. Если смотреть на нарисованные фигурки или на картинки через мелькающие щели,— изображения будут двигаться. Третий опыт проделаем с более совершенным прибором — стробоскопом. Он тоже основан не только на зрительной памяти, но и на нашей способности мысленно складывать отдельные моменты движения в один движущийся образ.
Вырежьте из картона большой диск диаметром 20—30 сантиметров. Если он не белый, наклейте на него белую бумагу. Прорежьте, отступив немного от края, на одинаковом расстоянии друг от друга восемь щелей длиной 3 сантиметра, шириной 1 сантиметр. Под каждой щелью нарисуйте по одному рисунку (например, человечка, занимающегося гимнастикой) точно на определенном месте от нее и одинакового размера. Затем возьмите большой гвоздь, наденьте на него маленький, вырезанный из картона кружочек, потом большой диск с проделанным в нем отверстием, вставьте гвоздь в вырезанную из дерева ручку. Встаньте перед большим зеркалом и, держа гвоздь горизонтально, поверните диск с рисунками к зеркалу. Приведите рукой диск в быстрое вращение и смотрите через прорези в зеркало. Вы увидите, как нарисованный человечек усиленно занимается гимнастикой, и тем быстрее, чем быстрее вращается диск.
Придумайте сами, что можно еще нарисовать. Каждое движение нужно передавать несколькими рисунками в разных положениях.
Практически так же создаются мультипликационные фильмы: художники делают тысячи рисунков, которые потом фотографируют на пленку, и вот рисунки на экране оживают: бегают, прыгают, смеются, плачут — делают все то, что задумано художниками.
В заключение скажем, как еще можно «оживлять» рисунки. Из небольших листков тонкого картона сшейте книжечку. На противоположной от сшитого края стороне на каждом листике нарисуйте картинки с отдельными моментами движения. Рисунки «оживут», когда вы будете быстро выпускать из-под пальца по одному листочку, придерживая остальные. Как видите, мультипликационные фильмы появились раньше, чем был изобретен кинематограф…
Знай и умей. Опыты без приборов Ф.В.Рабиза