Необычный арифмометр
Эта самоделка (рис. А) сослужит добрую службу вашим друзьям — до школьникам. Она будет служить и игрой, и своеобразной обучающей машиной для занятий по сложению и вычитанию небольших чисел. Разработал необычный арифмометр москвич И. Евстратов.
Принцип работы арифмометра поясняет рисунок Д. На двух линейках нанесены на одинаковых расстояниях деления, между которыми вписаны числа. Предположим, нужно сложить числа 3 и 4. Тогда первое слагаемое на линейке 1 2 устанавливают против числа 0 линейки 13. Против второго слагаемого этой линейки можно прочитать на линейке 12 искомую сумму (7). Если же нужно произвести вычитание, например числа 4 из 7, уменьшаемое на линейке 12 совмещают с вычитаемым на линейке 13, и над числом 0 линейки 13 оказывается разность.
Линейки в нашей конструкции заменены двумя дисками, изготовленными из прозрачного органического стекла (р и с. Б). По ободу дисков равномерно пропиливают небольшие выемки. Окружность каждого диска делят на одинаковое число частей, а затем чертят шкалу Для одного диска (2) шкала будет наружной, для другого (1) — внутренней. Между делениями шкал наносят гравировкой или с помощью черной нитрокраски цифры.
Далее нужно изготовить из фанеры, пластмассы или другого подходящего материала корпус прибора. Он состоит из верхней 9 и нижней 10 панелей (р и с. В). По углам панелей и в центре просверлены отверстия. В верхней панели пропилены два окна для того, чтобы видеть цифры на дисках. В центральное отверстие верхней панели вставляют винт 8, надевают на него шайбу-прокладку 7, затем диск 5, снова прокладку, диск 6 и еще одну прокладку, после чего вставляют винт в отверстие в нижней панели. Снизу на винт надевают шайбу и стягивают винт гайкой. По углам между панелями вставляют стоики 4, пропускают через них и отверстия в панелях винты 3 и стягивают конструкцию винтами. Диски при этом должны вращаться с небольшим трением. Чтобы облегчить установку нуля, конструкцию можно дополнить защелкой 11 (р и с. Г) из отрезка пружинящей проволоки, сделав выемку в соответствующем месте диска с внутренней шкалой.
Вычисления теперь ведут в такой последовательности. Вращают верхний диск до появления числа 0 в нижнем окошке. Диск с внешней шкалой (он нижний по рисунку) вращают до тех пор, пока в верхнем окошке не окажется первое слагаемое. Затем вращают оба диска вместе, чтобы в нижнем окошке появилось второе слагаемое. При этом в верхнем окошке будет цифра суммы этих двух чисел.
Вычитание делается еще проще. В верхнем окошке добиваются появления уменьшаемого, а в нижнем — вычитаемого. Вращая далее оба диска вместе, следят, когда в нижнем окошке появится нуль (или сработает защелка). В верхнем окошке при этом будет искомая разность.
Журнал Мастерок №28-82г. Статьи по теме: От теории к практике