Электромотор
Предлагаем сделать электромотор и к нему подвесной мотор, который пригодится для любой самой простейшей лодки. Как видно на рисунке, полюса якоря электромотора можно сделать вырезанными из железа.
Переднюю стойку подшипников мотора (стойку Б) можно сделать съемной. Это очень удобно — позволит быстро разбирать мотор для ремонта, чистки коллектора, щеток.
Форма такой съемной стойки (или, как говорят, крышки) хорошо видна на рисунке. Делается она из латуни или меди толщиной 1,5—2 мм. Размеры стойки легко определить самому, и поэтому мы их здесь не даем. Отверстия в стойке для винтов просверлите точно по диаметру винтов, иначе стойка будет сдвигаться и якорь станет задевать за полюса статора.
С нашим электромотором можно осуществить различные модели и, е частности, построить лодочку с подвесным мотором. Но для этого придется изменить конструкцию статора электромотора и в связи с этим вынести коллектор со щетками наружу.
Статор подвесного мотора делается из пяти жестяных полосок. Первую (внутреннюю) полоску сделайте по размерам, указанным «а рисунке, а каждую следующую полоску делайте на несколько миллиметров (2—4) длиннее предыдущей. Изогнув полоски по форме, хорошо видной на рисунке, вложите их одна в другую, выровняйте, обожмите плоскогубцами, чтобы они легли плотнее, и пропаяйте края, опилив их предварительно напильником.
Якорь и коллектор не изменяются.
Щетки прямые, угольник для крепления щеткодержателя выгнут в обратную сторону.
Перед обмоткой тщательно изолируйте статор изоляционной лентой или парафинированной бумагой.
Если электромотор будет применен для подвесного лодочного мотора, намотайте на статор 220—230 витков проволоки диаметром 0,5—0,6 мм, а на каждый полюс якоря — по 80 витков проволоки диаметром 0,4 мм. Проволоку можно взять в какой угодно изоляции.
ПОДВЕСНОЙ МОТОР
Такой мотор обладает рядом достоинств, при нем отпадает надобность в трубке, через которую, в особенности если она плохо сделана, внутрь лодки может попасть вода. Лодке с этим мотором не нужен руль, так как мотор можно поворачивать вокруг вертикальной оси (шурупа), изменяя этим направление действия гребного винта.
Подвесной мотор очень легко установить на любой лодке; мотор питается током от двух-трех батареек карманного фонаря, соединенных последовательно.
Журнал Мастерок №5
Статьи по теме: От теории к практике