Рельсотрон
В 1916 году, и разгар Первой мировой войны, французские инженеры Фашон и Виллепле показали своему президенту модель необычной пушки. Без пороха и дыми она стреляла почти бесшумно, а ее снаряды массой по 50 г летели со скоростью пистолетной пули — 200 м/с. Когда изобретатели сказали, что основанное на новом принципе орудие будет стрелять за сотни и тысячи километров, им охотно поверили (рис, 1). Строить ее, правда, не стали: общий уровень техника того времени не позволял в сжатые сроки, диктуемые потребностями войны, построить подобное орудие полномасштабных размеров. К тому же не были еще использованы для сверхдальней стрельбы все возможности пороховой артиллерии обычного типа. Правда, впереди всех здесь оказались немцы. Всего лишь через два года они обстреляли Париж с расстояния 120 км… В начале Второй мировой они уже имели пушки, стрелявшие на 160 км. Но для орудий традиционной схемы это уже был почти предел.
О существовании такого предела артиллеристы давно и хорошо знали. Он был связан с ограниченной скоростью расширения пороховых газов в стволе, что в свою очередь объяснилось недостаточной для получения высоких скоростей температурой и энергией взрыва пороха.
Но в начале XX века сама идея стрельбы на сверхдальние расстояния была очень популярна. Потому Фашон и Виллеттле и создали орудие, в котором снаряд ускоряется силой электрического тока.
В школе часто показывают такой опыт. На два оголенных провода, прикрепленных к доске, кладут легкую трубку и пропускают по ней сильный ток (лучше его взять от щелочного аккумулятора). Трубка быстро скатывается с доски (рис. 2).
Чисто физически это можно объяснить так. По укрепленным на доске проводам, а также по трубке течет электрический ток, который создает общее для них магнитное поле. Но на любой проводник, находящийся в магнитном поле, действует сила Лоренца, Параллельные проводники, прочно закрепленные на доске, эта сила сдвинуть не может, но легко катит трубку. На этом принципе и действовало орудие Фашона и Виллепле, Ствола а обычном представлении у него не было. Вместо него имелись четыре провода. По ним, как по рельсам, скользил снаряд с крестообразной формой поперечного сечения, который замыкал токи этих проводников (рис. 3).
Сегодня орудия, основанные на такой принципе, называются рельсотронами. Чаще всего их делают с двумя провод лика ми-рельсам и. Они сегодня изучаются во многих странах мира.
К сожалению, сведений об эксперименте Фашона и Виллеплс слишком мало, а все упоминания о нем в отечественной литературе опираются лишь на единственную ставшую библиографической редкостью работу Н.А.Рыниня “Суперавиация и суперартиллерия” , Ленинград, 1928 г.
Однако чисто расчетным путем, оставаясь в рамках школьного курса физики, мы можем очень многое и работе орудия Фашона и Виллепле прояснить.
Допустим, ствол электрического орудия имел длину два метра. Приравняв работу, совершаемую электрическими силами при разгоне снаряда, к его кинетической энергии, можно найти среднее значение силы, толкавшей снаряд. Она равна 500 Н. Разделив эту силу на массу снаряда в килограммах, получим среднее значение ускорения, равное 10 000 м/с² . Через него находим время движения снаряда в стволе 0,02 секунды — и среднюю мощность выстрела — 50 кВт.
Могло ли такое электрическое орудии найти практическое применение? Дли ответа на этот вопрос сравним его с широко распространенным в то время французским пулеметом Гочкиса калибром 13,2 мм. Его пуля имела такую же массу, как и снаряд орудия Фашона и Виллепле (50 г). Но ствол его был длиной около метра, а вспышка 16 г пороха обеспечивала пуле скорость вчетверо большую — 800 м/с. Таких пуль он мог выпустить 450 штук в минуту. Орудие, полноценно заменяющее тот же пулемет Гочкиса, должно было бы без учета всевозможных потерь потреблять мощность 375 кВт, а с ними — все 750 кВт. Такую мощность можно в принципе брать от электрической сети.
На поле боя ее нет, а автономная электростанция весила в начале прошлого века около 10 тонн. Сегодня вес ее удалось бы сократить до тонны, но пулемет Гочкиса (рис. 4) образца 1914 г. весил всего 65 кг. Поэтому о повсеместной замене обычных орудий электрическими не может быть и речи. Однако от электрических орудий можно добиться таких высоких начальных скоростей снаряда, которые не получить от орудий традиционного типа» потому можно примириться с самыми большими трудностями, Так, примеру, американцы говорят о возможности создания полностью электрического танка.
Возможно, поэтому эксперименты с рельсотронами начинают делать даже любители.
Учитель В. Никитин из Анадырской средней школы предложил накопитель энергии, пригодный для различных учебных опытов с токами большой мощности (рис, 5). Источник представляет собою выпрямитель для зарядки батареи большой емкости и устройства для подключения ее к нагрузке. Подключай накопитель В, Никитина, можно очень эффектно провести опыт показанный на рисунке 2, который по сути описывает работу рельсотрона.
Помимо орудий рельсового типа предложены электромагнитные пушки с катушками-соленоидами. Они основаны на явлении втягивания железного стержня в катушку с током.
Здесь есть одна особенность. Возрастание скорости стержня, втягиваемого катушкой, происходит только до тек пор, пока он не достигнет ее середины. Если в этот момент ток проходящий через катушку, выключить, то стержень вылетит из нее с большой скоростью.
Укрепите катушку на штативе и вложите в нее стальной шарик. После подачи импульса от накопителя шарик вылетит из катушки и пролетит пять-шесть метров. Дальность выстрела зависит от емкости конденсаторной батареи. Увеличивать ее нет смысла, поскольку это сделает опыты опасными.
В книге полковника В. Л. Внукова «Физика и оборона страны», Москва, 1942 г.т описана безопасная модель соленоидной пушки (рис. 6). Это стеклянная трубка, обмотанная внавал тремя слоями изолированного провода с поперечным сечением 1мм². “Пушка” стреляет железными вязальными спицами. Необходимый для безопасного выстрела на расстояние 3 — 4 мм импульс получается за счет быстрого замыкания звонковой кнопки через последовательно соединенную с нею лампу мощностью 100 — 150 Вт. Все опыты с электрическим оружием следует производить только в присутствии учителя!
А. Ильин. Журнал Юный техник №2-07г.