Модель летит на… веслах
А что, думаете, такое невозможно? Ошибаетесь. Доказательством может послужить разработка чешского инженера Вацлава Шорела. Он много лет занимается конструированием легкомоторных самолетов, а в свободное время вместе с сыном придумывает игрушки. И, конечно, тоже летающие. Одну из них вы видите на нашем рисунке.
Принцип ее полета вертолетный — с использованием несущего и толкающего винтов, вращающихся в горизонтальных плоскостях на двух уровнях. Вот только роторы больше напоминают… весла. Разнеся их несущие плоскости на значительное расстояние от центра вращения, Вацлав добился главного — при одной и той же частоте вращения максимум подъемной силы достигается не увеличением поверхности лопастей, а за счет линейной скорости. Все остальное понять несложно. Верхний ротор создает подъемную силу, компенсирующую процентов на 65— 70 вес модели, Недостающее с лихвой восполняет нижний ротор. Он же, за счет вращения в противоположную сторону, создает противомомент, отчего корпус модели в полете не вращается.
Поняв принцип, нетрудно изготовить модель Шорела по нашему описанию, На рисунке она приведена в масштабе 1:1, поэтому, измерив линейные размеры, смело можете переносить их на заготовки. Основной материал — высохшие тростинки. Но можно воспользоваться и просяными стебельками, взятыми из веника. Они прочны, а главное, очень легки. Заготовьте один стержень, потолще, на корпус, четыре — потоньше, — на роторы и четыре — на упоры.
А теперь аккуратно обожмите концы стержня так, чтобы они стали коническими, как на рисунке. Проще всего это сделать, прокатав их тяжелым предметом на ровной поверхности. На верхнем конце с помощью ниток и клен (ПВА, бустилат,БФ-2) присоедините упорный элемент, предварительно вырезанный из жести. А на нижнем тем же способом подставку. Согласно рисунку в стержне бритвой сделайте неглубокие прорези и в них на клею установите упоры. Когда клей высохнет, натяните нити или леску. Получившаяся жесткая конструкция легко выдержит натяжение резиномотора.
Сам же резиномотор — это 3—5 нитей авиамодельной резины. Один его конец накиньте на верхнюю ось, а другой — на крючок нижней оси. Сами оси согните из стальной проволоки диаметром 0,8 мм. Теперь примемся за ротор. По приведенным разверткам вырежьте их из плотной бумаги. С помощью бутылки придайте изгиб, как показано справа на верхнем рисунке. Наклейте на стержни и окончательно посадите на клею в соединительные втулки, воспользовавшись шаблонами. Верхний шаблон — для несущего ротора, нижний — для толкающего. Постарайтесь поточнее выдержать заданные углы.
Концы осей пропустите через центры роторов, проволоку согните и воткните в стебель. Можете «заводить» резиномотор.
Первый же запуск покажет, что надо подправить. Чаще всего регулировка сводится лишь к небольшой балансировке роторов и дополнительному изгибу лопастей.
В. РОГОВ, инженер Рисунки автора. Журнал Левша №1-95г.