Не так уж и трудно стать ювелиром
Даже не имея навыков, можно изготовить прекрасное ювелирное изделие. Не верите? Постараемся доказать.
Исходным материалом возьмем создание природы — опавший дубовый лист или бутон цветка, колосок или гроздь рябины, мертвого жука-усача или бабочку.
Их надо аккуратно подсушить, затем немного выдержать в 1,5%-ном растворе сулемы, снова просушить и покрыть тонким слоем любого лака или воска. Чтобы эта основа стала электропроводной, ее тщательно покрывают кашицей из графитовой пудры, предварительно разведенной спиртом, одеколоном или водкой. Работа тонкая, а потому выполняют ее мягкой пушистой кисточкой. После подсыхания излишки пудры сдувают.
Далее в дело вступает гальванопластика. Прежде чем объект поместить в гальваническую ванну (стеклянную банку), его хорошенько опутывают крест-накрест тонкими оголенными медными проволочками 0,1…0,2 мм и погружают в электролит.
Источником тока послужит аккумуляторная батарея GR1 (рис. 1) от автомобиля или мотоцикла либо мощный выпрямитель с одним, двумя или четырьмя выпрямительными диодами. Ток в цепи регулируют реостатом R1 сопротивлением не более 20…25 Ом. Обрабатываемый предмет будет служить катодом — к нему подключают минус батареи GB1. Анод батареи подсоединяют к двум небольшим алюминиевым пластинам. Оба электрода подвешивают над банкой на деревянной палочке. Контролируют ток по амперметру PA1. При меднении — а именно с него начнем нашу металлизацию — плотность тока должна составлять 0,05…0,08 А на квадратный сантиметр поверхности объекта. Если бабочка или лист размером 5 кв.см, ток по амперметру должен составлять 0,25…0,4 А, ну а 10 кв.см требуют 0,5…0,8 А и т.д. Процесс этот желательно проводить при комнатной температуре.
Состав электролита для предварительного меднения такой: сернокислая медь (медный купорос) — 150…200 г, серная кислота (концентрированная) — 7.-.15 г (вливать ее надо по каплям в воду, а не наоборот), этанол (винный спирт) — 30…50 мл, вода — 1000 мл. Плотность тока — 0,01 …0,02 А/кв.см.
Медь в виде тонких крупинок начинает откладываться сначала вокруг медных проволочек, постепенно затягивая всю поверхность.
Когда вся она покроется металлом, переходите на электролит для окончательного меднения. Он содержит 200.-.250 г медного купороса и около 2 г серной кислоты (здесь и в последующих рецептах — на 1000 мл дистиллированной воды). Продолжительность процесса — несколько часов. В зависимости от нее толщина покрытия будет в пределах 0,1…2 мм. Учтите, что чем толще покрытие, тем готовое изделие будет прочнее, но чем оно тоньше, тем четче прорабатываются мелкие детали и, следовательно, тем изящнее будет вещь.
Иногда поверхность получается чересчур зернистой. Сгладить ее можно электролитическим полированием (рис. 2), где объект обработки будет служить анодом, а алюминиевые пластины — катодом. Состав электролита тут таков: серная кислота (концентрированная) — 10 г, уксусная кислота (эссенция) — 12,5 г, хромовый ангидрид — 12,5 г, двухромо-вокислый (дихромат) натрий — 37,5 г. Рабочая температура электролита 60…75° С, плотность тока 0,25…0,5 А/кв.см, время обработки от 1 до 5 минут.
Для имитации золота, придания изделию желательных цветных оттенков при меняют электрохимическое оксидирование (рис. 3). Электроэнергии для этого не потребуется, так как используется ток, который создает гальванопара, образованная алюминиевыми пластинами и медным изделием. Чтобы пошел гэльваноток, оба электрода замыкают накоротко. При оксидировании на медной поверхности образуется тонкая, но весьма прочная яркая пленка. В течение нескольких минут она меняет цвет от желтого, оранжевого, фиолетового, светло-золотистого, малинового до зеленого.
Процесс оксидирования можно проводить в алюминиевой кастрюле — в этом случае алюминиевые электроды не потребуются. Медные проволочки, идущие от изделия, соединяют с кастрюлей толстым проводом с помощью зажима «крокодил». За саму вещь на любом этапе браться руками нельзя. Если же это произошло, ее потребуется обезжирить, окунув сначала в бензин или ацетон, а затем в крепкий раствор питьевой либо стиральной соды, стирального порошка или обычного мыла. После обезжиривания изделие полминуты протравливают в 10…20%-ном растворе серной кислоты, а затем помещают в ванну для оксидирования.
Состав электролита для этого процесса: щавелевая кислота (концентрированная) — 30 г, медный купорос — 50 г, едкий натр — 35 г. Компоненты растворяют в воде по отдельности, а затем сливают воедино в такой последовательности: раствор кислоты, постоянно помешивая, вливают в раствор купороса, через минуту к смеси добавляют раствор едкого натра. Правильно состав ленный электролит имеет светло-бирюзовый цвет.
Перед использованием раствор взбалтывают, а в процессе окрашивания сам предмет покачивают, чтобы концентрация электролита вокруг него оставалась неизменной. Периодически изделие вынимают для осмотра. Когда появилась нужная окраска, готовую вещь промывают в воде, затем в содовом растворе, сушат. Ее можно покрыть тонким слоем бесцветного нитролака, хотя, впрочем, цветная пленка и так достаточно прочна и химически стойка.
Чтобы изменить цвет, достаточно погрузить изделие в 10%-ный раствор серной кислоты, а после тщательно промыть — теперь оно готово для повторного окрашивания. В художественных целях на сухом изделии в некоторых местах оксидную пленку удаляют мягкой кисточкой, слегка смоченной тем же раствором серной кислоты.
Если же вы действительно хотите покрыть изделие золотом, ванна тут не подойдет. Ведь химреактивы, содержащие драгоценные металлы, дороги, и расходовать их надо очень экономно. В таком случае используют мягкую кисть, металлическая обойма которой подключена к плюсу батареи ОВ1 (рис. 4). Волоски кисточки, заключенные в пластмассовую оболочку, сверху обвивают несколькими слоями тонкой проволоки — паяльного припоя ПОС либо облуженного медного провода.
Кисточка будет служить анодом. Катодом является само изделие, к которому пайкой подключают отрицательный провод от батареи СВ1. Ход процесса зависит от размеров кисти, поэтому ток в цепи подбирают опытным путем.
Для золочения применяют электролит следующего состава: хлорное золото — 2,65 г, железосинеродистый калий — 15…50 г, сода кальцинированная — 20.-.25 г. А вот состав электролита для серебрения: хлористое серебро свежеосажденное — 3…15 г, железосинеродистый калий — 6.-.30 г, сода кальцинированная — 20…25 г. Для цинкования берут сернокислый цинк — 300 г, сернокислый натрий — 70 г, алюминиевые квасцы — 30 г, борную кислоту — 20 г. Для хромирования (той же кисточкой) — 250 г хромового ангидрида и 2,5 г концентрированной серной кислоты, а для никелирования — 70 г сернокислого никеля, 40 г сернокислого натрия, 20 г борной кислоты и 5 г хлористого натрия. В 200…300 мл воды растворяют первое по порядку вещество, лотом второе, третье, а затем доливают воду до 1 л.
В. БАННИКОВ. Журнал Левша.