Управляет… переменный ток
Управляют моделями по-разному. Например, по радио. Передают команды на исполнительный механизм, и тот задает направление движения. Способ во многом привлекательный, но сложный. Намного проще управление трассовыми моделями. Рулевого управления у них нет. Траектория движения задается формой дорожки, по ней подается и питание через провода-тоководы. Изменяя напряжение, «водитель» задает лишь скорость модели. А потому в зрелищное такие соревнования, несомненно, проигрывают.
Александр Динди, американский школьник, попытался объединить столь разнотипные виды управления в спортивно-технических соревнованиях. А что у него получилось — давайте посмотрим на рисунки 1 и 2. Конечно, никаких конкретных размеров, используемых материалов мы не найдем в его предложении. Не указаны и параметры трансформатора, соленоида, проволочных сопротивлений, диодов. Автор высказал лишь идею. И если она вам понравилась, можно попробовать рассчитать все самим.
Но сначала обратимся к сути переменного тока. Известно, что у него две полуволны — положительная и отрицательная. Александр предлагает положительную полуволну использовать для управления направлением движения — как бы рулем, а отрицательную — для управления скоростью «газом». На рисунке 3 представлена схема. Как видите, отсечь ту или иную полуволну помогают диоды. А регулировать напряжение – проволочные сопротивления с подвижными контактами. К примеру, для управления «газом» нажимаешь на педаль ногой, сопротивление уменьшается, а напряжение, наоборот, возрастает. Двигатель набирает обороты, и модель движется быстрее.
Повернуть модель вправо или влево помогает соленоид. Как и двигатель, он установлен в ее корпусе. А управляет положением соленоида руль в руках спортсмена. Повернул его влево, сопротивление увеличилось, а напряжение снизилось. Сердечник соленоида под действием пружины вытянулся из катушки и повернул колеса.
Понятно, для чего Динди использовал выносной пульт. Удобство его не только в том, что с трассой он соединен лишь двумя проводами. Усевшись за пульт, моделист, как настоящий автомобилист, крутит «баранку», нажимает на педаль «газа». А сама модель движется по широкому полотну трассы со множеством поворотов, спусков, горок…
Соревноваться на трассе, как и положено, могут несколько человек. А победитель определяется по лучшему времени, затраченному на прохождение, скажем, 50 кругов.
В. АЛЕШКИН инженер. Рисунки автора. Журнал Левша.