По патенту природы
Тело многих морских животных покрывает особое белковое вещество, называемое муцином. Это своеобразная биологическая смазка, снижающая трение тела о воду. Она позволяет морским животным скользить в плотных слоях воды с большой скоростью. Представляете, какими замечательными гидродинамическими качествами обладало бы судно, покрытое такой смазкой?
Вырабатывать муцин в искусственных условиях пока невозможно. Его выделяют особые железы. А вот имитировать свойства муцина, видимо, можно. Например, с помощью «воздушной смазки». При движении судна надо создать такие условия, чтобы под днищем образовывалось большое количество пузырьков воздуха. Тогда трение воды о корпус судна будет значительно меньше.
Я попробовал такой способ. Под днищем модели судна (рис. 2) разместил две металлические пластины — электроды. При подведении к ним источника тока (рис. 4) возникает процесс электролиза — разложения морской воды на кислород и водород. Образующиеся на пластинах мельчайшие пузырьки газов и играют роль муцина. Модель как бы катится на крохотных шариковых подшипниках (3).
Предлагаю юным судомоделистам поэкспериментировать с новой моделью катера на «воздушной смазке».
На рисунке вы видите эту модель со стороны днища. Нет необходимости рассказывать об изготовлении корпуса, вы можете взять его от любой готовой модели.
Пластины-электроды можно вырезать из тонкой латуни, жести. К электродам припаиваются проводники из медной проволоки, а места соединений следует покрыть лаком или клеем для изоляции.
Электроды, как показано на рисунке, выгибаются по форме днища корпуса и приклеиваются. Ширина их — 10—15 мм, а расстояние между ними — 5 мм. Длину электродов подбирают так, чтобы они доходили до ватерлинии.
Гребной винт приводится в движение от электрического микродвигателя. Микродвигатель питается от плоской батарейки карманного фонарика. К этому же источнику тока подсоединяются электроды.
Если вы будете испытывать катер не в морской воде, а, например, в ванне, то в воду следует добавить немного поваренной соли.
На рисунке 1 вы видите, что модель снабжена конусным рассекателем, надетым на носовую часть корпуса. Таким способом я стараюсь улучшить гидродинамические качества модели, чтобы полнее использовать выигрыш, полученный благодаря «воздушной смазке».
Попробуйте и вы найти наилучшую гидродинамическую форму для вашей модели.
А. ПРЕСНЯКОВ,
изобретатель