Шарик и вертушка
Спросите своего братишку или сестренку: кто лучший в мире летун? “Конечно, Карлсон!” — последует ответ. Астрид Линдгрен, шведская писательница, и вправду наделила своего героя устройством, позволяющим ему летать не хуже, скажем, колибри или шмеля. Юные техники из клуба одного из московских машиностроительных заводов попытались сделать игру, оттолкнувшись от движителя Карлсона. Что из этого получилось, вы видите на рисунке. Фигурку Карлсона у них заменяет шарик от настольного тенниса с вертушкой. Летает он, конечно, не туда, куда хочет, а куда направляет его струя воздуха. Для этого понадобится пылесос с гибким шлангом. А несколько проволочных колец на устойчивых подставках разной высоты послужат препятствиями, которые надо преодолеть, чтобы выиграть.
Вертушка — важная деталь. От того, какая она будет, зависят летные качества шарика. Он может «порхать» и вертеться волчком, кувыркаться в струе воздуха. Какая же вертушка нужна нам? На рисунке показаны две конструкции. Первая — самая простая — вырезается из листа плотной бумаги. Вторая — из пластика, например, из коробочки от сыра. Обратите внимание: ее лопасти загнуты вверх — для придания дополнительной устойчивости в полете. При вращении такая вертушка описывает в пространстве конус. По этой причине она может поддерживать шарик в струе воздуха, наклоненной даже под углом 40° к горизонту.
Бумажная вертушка к шарику приклеивается капелькой универсального клея. Пластмассовую лучше закрепить на тонкой проволочной оси с бусинками вместо подшипников.
Обратите внимание, на шарике есть технологический поясок, — место склейки двух половинок. Плоскость пояска должна располагаться строго под прямым углом к оси вертушки.
Отверстия под оси проткните тонкой иглой.
А теперь пора испытать летные качества нашего шарика.
Установите пылесос на лист поролона — так он будет меньше шуметь. Удалите из него фильтр. Влажной тряпкой протрите стенки от пыли. Подсоедините шланг к выходному отверстию. Продуйте шланг через влажную тряпку. А теперь, включив пылесос, мягко опустите в струю воздуха шарик и попробуйте управлять его полетом. Научитесь поднимать его вверх, опускать вниз, перемещать вправо, влево.
Установите на столе кольца-препятствия и попробуйте провести шарик через этот лабиринт. Играть можно вдвоем, втроем и больше. Правила простые — победителем считается тот, кто быстрее проведет своего «Карлсона» к финишу. Но помните, что через 10—15 минут пылесос необходимо выключать, чтобы охладился электродвигатель.
В. ХВАСТИН
Рисунки М СИМАКОВА