Прибор из игрушки
Однажды на урок начального военного обучения кто-то из ребят принес детский игрушечный пистолет, стреляющий пулей с присоской.
Попробовали пострелять, конечно, по всем правилам военной техники. И выяснилось, что игрушечный пистолет — хороший учебный тренажер. Стреляя из него и наблюдая за полетом пули, учении мог сам, без чьей-либо подсказки, внести необходимые коррективы в стрельбу, а заодно и понять некоторые особенности траектории. Ну а школьные теоретики тут же смекнули, что если к пистолету приладить пару контактов и подключить его к секундомеру и мишени, то, измерив время и дальность полета, высоту и массу пули, можно будет прямо в классе изучать законы полета настоящих снарядов и пуль.
Так игрушка превратилась в интересный учебный прибор.
Принцип работы установки прост. В момент выстрела пара контактов на пистолете замыкается и включает школьный секундомер ПВ-53Л. Секундомер отсчитывает время до тех пор, пока пуля не попадет в мишень. Попав в цель, пуля разрывает цепь, и отсчет времени прекращается. На приборе — время полета.
Пистолет, секундомер и мишень соединены последовательно тонким гибким проводом. Питание цепи осуществляется через понижающий трансформатор (на выходе 36 В).
Сбоку на пистолете приклейте держатель 1 контактов 2 и 3, а возле дульной части прорежьте окно 4 для контакта 3 — упругой проволочки, согнутой полукольцом. Другой контакт изгибается буквой Г.
На рисунке хорошо видно, что в исходном положении контакты не замкнуты, но, стоит пуле вылететь из ствола, они соединяются и замыкают цепь. Мишень сделана из легкого металлического листа 10, прикрепленного к деревянному основанию 8 упругими пластинами 9. В вертикальном положении мишень удерживают металлическая стойка 6 с фиксатором 5 и контакт 7.
В начальном состоянии лист 10 и контакт 7 образуют замкнутую цепь. Ударившись в мишень, пуля разрывает цепь, срабатывает пластмассовый фиксатор 5 — цепь остается разомкнутой.
Стрелять в мишень нужно с расстояния 5—6 м.
Эту установку можно использовать и на уроках физики, например на лабораторных занятиях. И тогда такие понятия, как энергия, импульс, ускорение свободного падения, обретут силу реальности и станут намного понятнее.
А. АХМЕТОВ, Рис. В. СКУМПЭ. Журнал Юный техник