Солнечный двигатель
В жаркий летний полдень на Пестовском водохранилище, что в Московской области, я заметил юного судомоделиста. В руках у него была модель моторной лодки. Возможно, я бы не обратил внимание на мальчика и его модель, если бы не его странное поведение.
Мальчик вошел в -воду по колено, перевернул модель кверху днищем, погрузил в воду. На поверхность стали подниматься пузырьки. Затем аккуратно опустил модель на поверхность. И через несколько секунд она поплыла, издавая странные, клокочущие звуки. Какой двигатель приводит ее в движение — электрический, пневматический, пружинный!
Разбираемый любопытством, я лодошел к юному моделисту и задал ему несколько вопросов.
— Андрей Гончаров, — представился он. — Моя модель использует энергию солнца.
Он снял верхнюю крышку, на которой я успел заметить увеличительное стекло. И показал внутреннюю полость. На днище я увидел деревянный брусок. А на нем круглую коробочку, от которой к носу и корме тянулись трубочки.
— Корпус модели я взял уже готовый от детской моторной лодки, — продолжал Андрей. — Прорезал в палубной крышке прямоугольное отверстие. Сделал круглое окно, куда установил линзу. Потом приступил к изготовлению двигателя. Как “я уже сказал, энергию он берет от солнца. А теперь продемонстрирую, как двигатель работает.
Андрей извлек из крышки линзу. Поднес ее к лодке, сконцентрировав солнечные лучи в пятнышко прямо на верхней выпуклой поверхности коробочки. Прошло немного времени, внезапно форма ее из выпуклой стала вогнутой. И раздался характерный звук вытекающей из трубки струйки.
— Вот так и работает мой двигатель. Солнечные лучи подогрели выпуклую поверхность коробочки (я вырезал ее из гибкой биметаллической пластины от старого мембранного компрессора). При нагревании кривизна ее меняется. Это значит, что ,внутренний объем круглой коробочки уменьшается, часть воды из нее под напором выходит через трубку в корме. Она и толкает лодку.
Надо сказать, что двигатель Андрея благодаря биметаллической мембране работает в автоматическом режиме. Как только мембрана займет новое вогнутое положение, она выходит из фокуса линзы. Солнечное пятнышко на ней уже не такое горячее. Мембрана быстро остывает и возвращается в первоначальное рабочее положение. При этом она, словно поршень, втягивает в цилиндр новую порцию воды. Дальше все повторяется снова.
Чтобы двигатель работал нормально, на трубках стоят шариковые клапаны, они пропускают воду только в одну сторону. Места присоединения трубочек к клапанам и к цилиндру, а также мембрана тщательно пропаяны припоем. Двигатель должен быть полностью герметичным.
Модель, как вы видите на рисунке, с одним двигателем. Но таких двигателей можно поставить два, три. Мощность моторной лодки, соответственно возрастет.
На рисунке: 1— корпус модели; 2 — линза; 3— рабочая камера двигателя; 4 — нагнетательная трубка; 5 — шариковый клапан на нагнетательной трубке; б — деревянная подставка под камеру двигателя; 7 — шариковый клапан на всасывающей трубке; 8 — всасывающая трубка.
А. ГУРВИЦ, инженер
Рисунок С. ПИВОВАРОВА
Юный техник