Автомобиль с “вечным” двигателем

Вечных двигателей не бывает — известно даже первоклассникам. Тем не менее идея вечного двигателя продолжает будоражить умы. Вот и мы сегодня отдаем дань этому увлечению. Правда… Но все в свое время.


Взгляните на рисунок. Этот автомобильчик несколько странной формы имеет вместо привычных четырех колес восемь, причем половина из них располагается… на крыше. Странная машина спокойно стоит на месте, но лишь до тех пор, пока ее не перевернут. Тогда она тотчас устремится вперед. Проехав метра два-три остановится, и, чтобы снова заставить ее двигаться, нужно еще раз перевернуть — и так сколько угодно.

Чем не «вечный» двигатель! Не нужно ни батарей, ни аккумуляторов. Как же он устроен? Давайте снимем боковую стенку и посмотрим.

Первое, что бросается в глаза, — это массивный груз, висящий на нити, переброшенной через два шкива и две задние оси — верхнюю и нижнюю. Если груз находится вверху, он начинает опускаться, перематывая при этом нить и приводя во вращение колеса. Когда груз опустится до нижнего шкива, машина остановится. Но стоит лишь перевернуть ее, как груз вновь оказывается наверху и вновь приводит машину в движение.

Конечно, наши разговоры насчет вечного двигателя не более чем шутка. Поднятый груз обладает запасом потенциальной энергии, она и расходуется на перемещение автомобильчика. Переворачивая игрушку, мы тем самым поднимаем груз, вновь сообщая ему запас потенциальной энергии.

Тем не менее машина эта интересна тем, что в ней наглядно демонстрируется принцип перехода потенциальной энергии в кинетическую. Догадаться, ках это происходит, когда машина закрыта, не слишком просто. Так что, сделав такой автомобильчик, вы сможете заставить своих друзей изрядно поломать голову над тем, что приводит его в движение.

Итак, за работу. Прежде всего понадобится лист фанеры толщиной 4… 6 мм — из него надо выпилить две боковины. Из такой же фанеры вырезаются задняя стенка, элементы передней стенки, а также две крышки — верхняя и нижняя. Соединяют детали корпуса на шипах и любом клее, например, марки ПВА,  БФ-2 или казеиновом. Учтите, что крышки устанавливаются в последнюю очередь, после отладки машины.

Груз желательно сделать из какого-нибудь достаточно тяжелого металла — лучше всего свинца: он имеет высокую плотность и легко обрабатывается. Наиболее приемлемая его форма — в виде диска с отверстием по центру.

Колеса — от вышедшей из строя детской игрушки. Желательно, чтобы их внешний диаметр был не меньше 50 мм, а оси имели толщину около 4 мм.

Два шкива также закрепляются на осях диаметром 4 мм. Нить сначала пропускается через отверстие в грузе-диске и закрепляется коническим деревянным штифтом. Далее она перебрасывается через оба шкива, делает один-два оборота вокруг каждой из задних осей и связывается в единое кольцо. Проверьте, легко ли ходит груз вверх и вниз, не задевает ли за стенки. Переверните машину и поставьте на пол — она должна легко покатиться вперед. Переворачивая автомобильчик, сначала завалите его на бок, а затем, придерживая колесо рукой, поднимайте — при этом колеса не будут проскальзывать и машина проедет максимально возможную дистанцию.

Убедившись, что все работает нормально, установите днище-крышу сверху и снизу, зачистите стыки и окрасьте модель.

источник: журнал “Юный техник”

 

Другие задачи

Другие опыты и эксперименты

На главную

Оставить комментарий:

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>