Бумеранг

Кто не слышал о бумеранге — грозном боевом и охотничьем оружии, в прошлом распространенном у многих австралийских племен. Наибольшую известность получили возвращающиеся бумеранги, которые в полете могли описывать замкнутые восьмерки и другие сложные линии.

Способность возвращаться делало бумеранг достаточно удобным оружием. Так, промахнулся охотник по птице, и ждет, пока бумеранг снова не попадет к нему в руки. Правда, для этого бумеранг в полете не должен был задевать ни за ветку, ни за камень. Кстати, «возвращенцами» являются далеко не все бумеранги.

Сейчас бумеранг обычно используют в качестве игрушки или как спортивный снаряд. Кстати, бумеранг нетрудно сделать самому и в этом материале мы расскажем, как его смастерить. Но прежде разберемся, что из себя представляет бумеранг и почему он летает с такими выкрутасами.

Итак, возвращающийся бумеранг представляет собой изогнутую деревянную пластину (рис. 1), то есть можно сказать, что он состоит из двух лопастей. Одна поверхность у лопастей плоская, а другая — выпуклая (сечение лопасти по форме напоминает сечение крыла самолета). И когда мы при броске придаем бумерангу вращение, на него начинают влиять разные силы, в том числе подъемная сила, которая действует на крыло самолета при полете. Как возникает подъемная сила? Дело в том, что форма верхней поверхности крыла отличается от формы нижней поверхности (рис. 2), и, обтекая крыло, воздух за одно и то же время проходит по верхней поверхности крыла большее расстояние, чем по нижней. Значит скорость воздуха, обтекающего крыло сверху, будет больше скорости воздуха, проходящего по нижней поверхности крыла.

Но согласно уравнению Бернулли, там, где скорость среды больше, давление меньше и наоборот. То есть сверху крыла давление меньше, а внизу больше. Так и образуется подъемная сила. Но не одна она определяет траекторию полета бумеранга. Существенное влияние на его движение оказывает, например, аэродинамический момент, возникающий в результате быстрого вращения бумеранга. Зависит линия полета и от направления ветра, и от искусства совершающего бросок.

А теперь, когда мы кое-что узнали о бумеранге, можно приступить и к изготовлению снаряда. Возьмите лист миллиметровки размером 700 x 700 мм. Если у вас только чистый лист, нанесите на нем квадраты со стороной 50 x 50 мм и по клеткам перенесите на свой лист бумаги контуры бумеранга, изображенного на рис. 3. Получился контур нашего бумеранга уже в натуральную величину. Теперь ножницами вырежем рисунок и в результате получим шаблон, который уложим на прессованную фанеру толщиной 10 мм и обрисуем его контуры. Учтите, что шаблон на фанере располагают так, чтобы древесные волокна на поверхности фанеры были ориентированы, как показано на рис.3. Это очень важно. Если слои будут ориентированы иначе, готовый бумеранг может покоробиться и потерять свои летные качества.

Если такой толстой фанеры не достанете, склейте заготовку из обыкновенной, уложив листы фанеры друг на друга таким образом, чтобы волокна древесины наружного слоя одного листа были бы под углом 90° к волокнам на другом листе. Клей подойдет любой, которым склеивают дерево. Промазанные клеем и собранные в стопку листы обязательно положите под пресс, в качестве которого в крайнем случае используйте два стола. На столешнице одного стола разместите заготовку, второй стол переверните вверх ножками и уложите на заготовку. Сверху установите груз, например, мешки с песком (рис. 4). Выдерживают заготовку в таком положении при комнатной температуре не меньше суток.

Лобзиком или узкой пилой с очень мелкими зубьями выпиливаем бумеранг — полуфабрикат. При этом следим, чтобы линия разметки оставалась на изделии. Учтите, пила с крупными зубьями не подойдет, так как края полуфабриката получатся рваными.

Начинаем обрабатывать рубанком верхнюю плоскость бумеранга, показанную на рис. 3, уменьшая толщину заготовки от середины (до 8 мм) к концам лопастей (до 6 мм). Далее придаем лопастям соответствующий профиль сначала рубанком, потом крупным напильником. Обратите внимание, что в сечении 6 наибольшая высота сечения «приходится» на его середину, на левой лопасти высшая точка сечений смещена влево, а на правой — вправо.
Чистовую отделку профилированной поверхности осуществляем сначала крупной, а потом мелкой шкуркой.

Другую сторону бумеранга оставляем плоской, но тоже обрабатываем крупной и мелкой шкурками.
Теперь бумеранг следует отбалансировать, для чего его подвешивают за середину с помощью лески или тонкой проволоки. Если одна лопасть окажется намного тяжелее другой, то скорее всего вы что-то напутали в размерах. В случае, когда проверка показывает, что все размеры соответствуют указанным на чертеже, а дисбаланс налицо, придется легкую лопасть утяжелить. Делают это так. На конце легкой лопасти сверлят отверстие, вставляют в него свинцовый грузик, расклепывают его заподлицо с поверхностью, затем последнюю тщательно шлифуют. Если перевешивание не очень большое, можно просто подпилить тяжелую лопасть.
Далее бумеранг грунтуют, после чего 2…3 раза покрывают какой-либо яркой краской.

Снаряд в полете должен быть хорошо виден, иначе и не заметите, как он под-петит к вам сзади. Для этого на лопасти наносят контрастные широкие полосы. Опять бумеранг сушат, а затем покрывают прозрачным влагоустойчивым лаком. Бумеранг готов.

Несколько слов о «запуске» бумеранга.
Опытный метатель может задать программу полета, сообщая бумерангу нужную скорость вращения. Например, если надо, чтобы бумеранг сделал перед ним две петли, метатель резким движением кисти сообщает снаряду большую скорость вращения. И будьте при запуске бумеранга очень внимательны!

А. Клименков. ЖурналСделай сам №3-99г. Статьи по теме: От теории к практике

Оставить комментарий:

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>