Тир для мушкетеров

Помните, как лихо сражались д’Артаньян и его друзья-мушкетеры, точными уколами шпаги поражая своих противников? Вы тоже можете посостязаться в искусстве владения шпагой, если соберете эту игрушку. Правда, настоящей шпаги в ней нет, она заменена металлическим стержнем. Держать же “шпагу” придется рукой, как настоящие мушкетеры держали настоящую шпагу. В качестве же “противника” используется мишень, в “яблочко” которой нужно попасть шпагой. Но сделать это не так просто — шпага норовит отклониться от центра и попасть в одно из крайних колец мишени.

Кольца и яблочко мишени — металлические (рис. 98). Они соединены проводниками с управляющими электродами тринисторов. Возможно, тринистор — новая для вас деталь. Поэтому несколько слов о нем. Внешне тринистор похож на мощный диод (имеется в виду указанный на схеме тринистор КУ201А), но с тремя выводами. Два из них называются, как и у диода, анодом и катодом, а третий носит название управляющего электрода. Пока через управляющий электрод не проходит ток, тринистор закрыт, т.е. не пропускает ток. Если же на управляющий электрод подали напряжение и в цепи его появился электрический ток (даже кратковременный) , тринистор открывается — через цепь анод—катод протекает ток нагрузки. После этого закрыть тринистор можно только кратковременным снятием напряжения с анода.


Сказанное относится лишь к случаю питания тринистора постоянным током, как в нашей конструкции. При переменном же токе тринистор выключается, как только положительный полупериод напряжения переходит через нуль (если через управляющий электрод не протекает постоянный ток, тринистор остается выключенным при последующих положительных полупериодах переменного напряжения).

Шпага подключена через резистор R1 к кнопочному переключателю SВ1. Если в показанном на схеме положении коснуться шпагой любого кольца мишени, ничего не произойдет — ведь на конденсаторе, с которым соединена шпага, нет напряжения. Чтобы зарядить конденсатор, нажимают кнопку переключателя. Его подвижный контакт соединяется с нижним (по схеме), и конденсатор заряжается от батареи GВ1. Можно делать “укол”.

Предположим, шпага попала в наружное кольцо мишени, соединенное с тринистором VS1. Тринистор открывается, поскольку в цепи его управляющего электрода появляется ток разрядки конденсатора, и зажигается сигнальная лампа НL1 она извещает о получении за укол четырех очков.
Перед следующим уколом нужно вновь нажать кнопку переключателя и зарядить конденсатор. При этом подвижный и верхний (по схеме) контакты переключателя разомкнутся и обесточат анодные цепи тринисторов. Тринистор VS1 закроется, лампа НL1 погаснет.

Тринисторы могут быть серий КУ201, Д235 Д238 с любыми буквенными индексами и возможно меньшим током управляющего электрода, при котором тринистор открывается. Для отбора тринисторов можно собрать простое устройство, показанное на рис. 99. В цепь анода тринистора включена сигнальная пампа НL1, а в цепь управляющего электрода — цепь из последовательно соединенных резисторов R1, R2 и стрелочного индикатора РА1 с током полного отклонения стрелки до 100 мА. Вначале движок переменного резистора R1, которым изменяют ток в цепи управляющего электрода, ставят в верхнее (по схеме) положение. Выключателем SА1 подают питание и начинают плавно перемещать движок переменного резистора вниз по схеме. Стрелка индикатора при этом будет показывать протекающий в цепи управлнющего электрода постоянный ток. Как только зажжется лампа HL1, замечают показания стрелочного индикатора — это и будет значение тока управляющего электрода, при котором тринистор открывается.
Если тринисторы открываются при нижнем (по схеме) положении движка переменного резистора, нужно заменить резистор другим, с меньшим сопротивлением (6,8, 4,7, 3,3 кОм) — тогда можно с большей точностью определить нужный ток управляющего электрода.

Сигнальные лампы игрушки — на напряжение 3,5 В, конденсатор — бумажный (например, МБМ), резистор — МЛТ-0,25, кнопочный переключатель — с одной группой контактов на переключение (например, типа КМ1-1).

Мишень вырезают из жести от консервной банки и приклеивают кольца и яблочко к панели из изоляционного материала (рис. 100). В панели предварительно сверлят отверстия и пропускают через них тонкие монтажные проводники в изоляции,припаянные к кольцам и яблочку. Над мишенью устанавливают сигнальные пампы. Панель прикрепляют к корпусу со съемной задней крышкой. Внутри корпуса помещают тринисторы, резистор, конденсатор и батарею питания GВ1 (3336). На верхней стенке корпуса устанавливают кнопочный переключатель. В таком виде корпус прикрепляют к основанию, вырезанному из подходящего материала.

Шпагой служит шариковая авторучка с металлическим стержнем. Сбоку в корпусе авторучки сверлят отверстие, пропускают в него конец тонкого многожильного монтажного провода и припаивают провод к стержню. Другой конец провода пропускают через отверстие в основании, подводят к корпусу и подключают к резистору. Напротив корпуса к основанию прикрепляют П-образную стойку с натянутой резиновой нитью и привязывают к нити авторучку-шпагу. Чтобы сделать укол, нужно взять двумя пальцами конец авторучки и постараться попасть стержнем точно в яблочко. Точность попадания зависит от натяжения резины — подберите его экспериментально, чтобы владеть шпагой было непросто.

Собранную игрушку проверяют поочередным касанием шпагой колец и яблочка мишени. Перед каждым касанием нужно, конечно, нажимать кнопку переключателя SВ1 Если какая-то лампа не зажигается, подберите резистор с меньшим сопротивлением. Если же лампы не вспыхивают при коротком касании шпагой колец мишени, поставьте конденсатор большей емкости.

Б.С. Иванов Электронные игрушки.

Оставить комментарий:

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>