Игра “Кто быстрее?”

В радиолюбительской литературе описано много электронных игр, в частности “Кто быстрее?”. Я разработала две очень простые схемы этой игры: одна -на транзисторах, другая – на тиристорах.

Схеме на транзисторах (рис.1) работает по такому принципу: в случае нажатия на кнопку, например, SВ1 открывается транзистор VТ2, загорается светодиод VD2. При удержании кнопки SВ1 светодиод продолжает светиться, а нажатие на кнопку SВ2 не приводит к открытию транзистора VТ2, так как напряжение на его базе меньше напряжения открытия. Схема собрана на печатной плате (рис.2). В качестве транзисторов VT1, VТ2 можно использовать любые кремниевые с максимальным током коллектора не ниже 30 мА и коэффициентом передачи по току не ниже 30. В качестве кнопок SВ1, SВ2 можно использовать любые кнопки, в том числе и переключатели МП1-МПЗ.


Кнопки могут быть выполнены в качестве выносных пультов. Схема запитывается от источника постоянного тока напряжением 9… 12 В и имеет максимальный ток потребления 20 мА.
Схема на тиристорах (рис.3) работает по принципу: в случае нажатия, например, на кнопку 5В1 открывается тиристор VS2, загорается лампочка L2. При этом кнопку SВ1 можно не удерживать, а нажатие на кнопку SВ2 не вызовет открывание тиристора VS1, так как напряжение на управляющем электроде меньше напряжения открытия. Для перевода схемы в исходное состояние предназначена кнопка SВЗ. Схема собрана на печатной плате (рис.4). В качестве тиристоров можно использовать любые из серии КУ202, КУ201. Лампочки – на напряжение 12 В и ток до 0,5 А. Кнопки SВ1, SВ2 такие же, как и в предыдущей схеме. Кнопка 5ВЗ должна быть рассчитано на максимальный ток коммутации не ниже тока, на который рассчитаны лампочки L1, L2. Схема запитывается от источника постоянного тока напряжением 9… 12 В и потребляет ток, равный току, протекающему через лампочки L1,L2.
Резисторы в обеих схемах можно использовать любых типов. В случае изготовления устройств без встроенных блоков питания рекомендую включить в разрыв плюсового провода диод типа КД105 или КД208 анодом к плюсовому выводу питания.

С. Козицкая
Журнал “Конструктор” №3-03г.

1 комментарий для "Игра “Кто быстрее?”"

Proton | 28 сентября 2012 в 17:50

Обращаю внимание читателей на ошибку автора в рисовании схемы (рис.1): VD3 и R5 не соединяются, т.е. точки на схеме не должно быть.

Оставить комментарий:

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>