Реактивные модели

Модели с реактивными двигателями! Сколько моделистов мечтает о них! В Краснодаре и в г. Костино Московской области построена не одна тачая модель. Но все они имеют двигатели, работающие на твердом топливе специального состава. Строить и запускать модели с такими двигателями опасно, поэтому работа должна проходить только под руководством опытных педагогов. Но кем же быть, если кружком руководит не педагог!

У юных техников города Костино, в кружке технического моделирования зародилась мысль сконструировать такой реактивный двигатель, который работал бы на горючей кинопленке. И они создали двигатель, доступный изготовлению школьников начиная с 6-го класса. Не цветной вкл. IV—V вы видите рисунок этого двигателя в натуральную величину с открытой крышкой. Весит двигатель 12—15 г. а состоит из двух -частей: 1) гильзы длиной 42 мм, выточенной из дюралюминия с внешним d = 16 мм, внутренним d = 15 мм, толщиной стенок 0,5 мм, и 2) крышки длиной 10 мм с внутренней резьбой на одном конце, таким же шагом нарезается резьба и на глухой гильзе. На Другой стороне крышки имеется выходное отверстие — сопло длиной 6 мм с внутренним отверстием 2 мм, а на выходе 3—3.5 мм.

Заряд двигателя — 1м горючей кинопленки шириной 35 мм. Отмытая от эмульсии а кипящей воде, хорошо просушенная пленке свертывается в плотный рулон и вставляется в двигатель (разрезанную на кусочки пленку в двигатель заряжать нельзя — произойдет взрыв).

Чтобы запустить модель, двигатель надо поджечь. Это делают либо с помощью раскаленной докрасна проволоки или шила, либо с помощью стопина. Он изготавливается тал; берется 75 весовых частей калиевой селитры, 32 части угля твердых пород и 17 частей серы. Каждое вещество в отдельности обязательно разотрите до пыли, просейте через сито и руками перемешайте все компоненты. Затем возьмите 2—3 нитки штопки, скрутите их вместе и положите на 10 мин. в раствор заваренного крахмала. Протащите эту нитку через смесь селитры, угля и серы, а затем высушите в продолжение 24 час. (ни в коем случае не сушите близко у огня). Готовый стопин нарежьте кусочками по 6—7 см, протащив, вставьте через сопло двигателя и вложите концом в перфорацию кинопленки. Затем вставьте двигатель в модель, и она готова к старту. Теперь подожгите спичкой стопин и отойдите в сторону (стопин горит 1 см в 1 сек.). Через 1—2 сек. после того, как появится струя дыма, модель придет в движение.

Над таким двигателем работали члены кружка технического моделирования Виктор Стенин, Сережа Сопрыкик, Толя Комаров, Виктор Шуев и другие. Они решили к этому двигателю построить действующие модели, которые можно было бы демонстрировать на уроке физики как наглядное пособие. Летом прошлого года в пионерском лагере ребята сконструировали несколько моделей , которые приводятся в движение этим реактивным двигателем.

МОДЕЛЬ РАКЕТЫ
Корпус модели изготовьте из плотной бумаги для черчения. Один оборот бумаги накрутите на трубку d = 16 мм по длине, указанной на чертеже, и, склеив, дайте просохнуть часов десять. Верхние и нижние рули вырежьте из бумаги, склеенной вдвое, и приклейте к корпусу ракеты. Конус сделайте из коры либо из сухой липы; направляющие кольца — из полоски латуни или жести толщиной 0,3 мм, шириной 3—4 мм, длиной 80 мм. Они приклеиваются к корпусу ракеты.

В готовую ракету вставьте заряженный двигатель. Для запуска модели нужен пусковой стенд. Это может быть трубочка или стальная проволока d = 6 мм, длиной 1 м. Проволоку втыкают в землю с небольшим наклоном и надевают на нее ракету. Как только подожжете двигатель, немедленно отходите в сторону. Через 2—3 сек. двигатель начнет работать, и ваша модель взлетит. В зависимости от веса она пролетает расстояние 25—30 м. Вес ракеты без двигателя — 10—12 г.Модель стратоплана, подобно модели ракеты, также выклеивается из бумаги; ускорительная тележка и основание катапульты собираются из фанеры.

КАТЕР И ГОНОЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
Для изготовления этих моделей нужно иметь хорошо зачищенные болванки (см. чертежи) из липы или сосны. На них выклеиваются корпуса моделей из газетной бумаги (4 слоя) и марли или капрона (2 слоя). Высохший корпус хорошо зачищается наждачной бумагой. Для изготовления кабин автомобиля и катера нужно сделать один пуансон из липы и одну матрицу из 10-мм фанеры (см чертеж). Кабина выдавливается из 1—1,5-мм оргстекла.

Палуба выпиливается из 3-мм фанеры и вклеивается в корпус. К концу кормы приклеивается бумажное кольцо шириной 10 мм и внутренним диаметром d=16 мм для крепления двигателя. Руль вырежьте из жести 0,5 мм.

Основание рамы гоночного автомобиля выпилите из 5—6-мм фанеры, колеса d = 18—22 мм возьмите от старой детской игрушки и жестко прикрепите на оси свободного хода, вращающейся на подшипниках, закрепленных на раме. В задней части модели под корпусом на раме закрепите такое же кольцо, как у катера для крепления двигателя. Изготовьте сиденье, приклейте кабину и покрасьте модель. Готовые модели катера и автомобиля запускаются так же, кал ракета. Они приходят расстояние на работающем двигателе 15—20 м.

П. ГОРЕЛОВ, руководитель кружка технического моделирования СЮТ г. Костино
Журнал “Юный техник” №2-63г.

Оставить комментарий:

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>