Ласковый котенок

На небольшой шкатулке стоит игрушечный китенок (рис. 28) — одна из любимых детских игрушек. Электроника позволила “оживить” его — достаточно погладить котенка по головке, как глаза его зажгутся и раздастся ласковое “мяу”. Секрет в том, что верхняя крышка шкатулки подвижная и связана с контактами выключателя. Когда гладят котенка и нажимают на него, контакты выключателя замыкаются и подается питание на имитатор звуков “мяу”. Одновременно со звуками зажигаются лампочки, установленные в глазах игрушки.

Прежде чем приступить к изготовлению имитаторе, познакомимся с его работой по принципиальной схеме, приведенной на рис. 29. На транзисторах VТ1 и VТ2 собран генератор-мультивибратор, вырабатывающий импульсы прямоугольной формы. С коллектора транзистора V2 импульсы мультивибратора поступают на цепь R5, СЗ. Она нужна для получения плавно нарастающего напряжения на конденсаторе СЗ. Именно такое напряжение необходимо, чтобы управлять другим генератором — на транзисторе VТЗ. Это генератор синусоидальных колебаний частотой около 800 Гц.

Но частота колебаний второго генератора и их амплитуда не постоянны — они зависят от сигнала, поступающего на базу транзистора с конденсатора СЗ (через резистор R6). Иначе говоря, форма колебаний генератора определяется сигналом мультивибратора. В результате на нагрузке генератора (обмотка I трансформатора Т1) появляются сигналы звуковой частоты, напоминающие звуки “мяу”. Со вторичной обмотки трансформатора сигналы поступают на усилитель звуковой частоты, собранный на транзисторах VТ4. VТ5. На выходе усилителя включен трансформатор Т2 с динамической головкой ВА1 — из нее и слышны мяукающие звуки.

Со вторичной обмотки трансформатора Т1 сигнал поступает также на другой усилитель, собранный на транзисторах VТ6-VТ8. На его выходе включены лампы НL1 и НL2, вмонтированные в глаза котенка. Они вспыхивают одновременно с появлением сигнала в динамической головке.
Теперь о деталях имитатора. Кроме указанных на схеме, можно применить другие низкочастотные германиевые транзисторы структуры р-п-р с коэффициентом передачи тока не менее 20. Кроме того, транзисторы должны быть рассчитаны на допустимый ток коллектора в режиме переключения не менее 200 мА и напряжение между коллектором и эмиттером не ниже 10В.

Постоянные резисторы — МЛТ-0,25, построечные R5, R6. R10 — СПЗ-16 или ПО-0.5. Оксидные конденсаторы С1 — СЗ — К50-6. С7 — ЭМ. К53-1 (емкостью 0,47 мкФ) или бумажный (например, МБМ), остальные конденсаторы — любого типа, но возможно меньших размеров.
Лампы — малогабаритные, типа НСМ-50. Их отличительной особенностью является небольшой ток потребления — менее 50 мА. В крайнем случае их можно заменить другими лампами, например от карманного фонаря, но на возможно меньший ток потребления.

Трансформатор Т1 — универсальный согласующий от карманных приемников. Такие трансформаторы применяются в приемниках с усилителями, выполненными по двухтактной схеме. Обмотка I трансформатора содержит большее число витков (и обладает большим сопротивлением), чем обмотка II. Кроме того, обмотка II выполнена с отводом от середины, в нашем случае отвод не используется, поскольку обмотка должна быть включена полностью.
Трансформатор Т2 — унифицированный, но выходной от таких же приемников. Его обмотка I содержит также большее число витков по сравнению с обмоткой II, но имеет отвод от средней точки. В имитаторе используется лишь половина первичной обмотки. Динамическая головка – любая малогабаритная (например, 0.1ГД-6) мощностью не более 0,5 Вт и со звуковой катушкой сопротивлением постоянному току 4 … 10 Ом.
Источник питания — две последовательно соединенные батареи 3336. Из-за сравнительно большого потребляемого тока применять для питания имитатора батарею “Крона” нецелесообразно.

Часть деталей расположите на монтажной плате (рис. 30), вырезанной из изоляционного материала. Плату укрепите внутри подходящей готовой или самодельной шкатулки. На одной из боковых стенок шкатулки расположите динамическую головку, а к дну шкатулки прикрепите металлическими скобками батареи питания. Сигнальные лампы вставьте в глаза и соедините их тонкими проводниками в изоляции с платой. Еще лучше для этих целей использовать малогабаритный разъем, установленный на задней стенке шкатулки, — тогда игрушку можно будет снимать со шкатулки.

Конструкция выключателя может быть любой, важно, чтобы его контакты были разомкнуты при лежащей на шкатулке игрушке и замыкались, как только на игрушку слегка надавят. Конечно, можно упростить конструкцию, установив на зад ней стенке шкатулки малогабаритный выключатель и подавая питание вручную.

Возможен и другой вариант, если игрушка больших размеров. Плату с источником питания и головкой размещают внутри котенка, а выключатель располагают снаружи в незаметном месте. В таком виде игрушка станет хорошим сувениром.

Перед налаживанием имитатора движки подстроечных резисторов R5 R6 устанавливают в правое (по схеме) положение, а резистора R10 – в нижнее. Иначе говоря, вводят сопротивления этих резисторов. Подают напряжение питания. Если детали исправны и нет монтажных ошибок, из динамической головки должны послышаться звуки, напоминающие мяуканье котенка. Перемещением движков подстроечных резисторов R5 и R6 добиваются наиболее правдоподобного звучания. Перемещением же движка резистора R10 устанавливают начало свечения ламп-глаз (в зависимости от громкости звука) и ограничивают их максимальную яркость. При этом может потребоваться подбор резистора R9 или выключение между базой и эмиттером транзистора VТ8 резистора сопротивлением около 1 кОм.

В заключение желательно проверить ток, потребляемый имитатором. Для этого выключают питание, а параллельно контактам выключателя подсоединяют миллиамперметр на 100 … 200 мА. Максимальный ток не должен превышать 50 мА. При большем токе придется уменьшить яркость свечения ламп подстроенным резистором R10.

Автор Б.С. Иванов. Электронные игрушки.
Статьи по теме:

Просто о сложном

От теории к практике

Оставить комментарий:

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>