Раз, два – дунули! » Учи физику!

Раз, два – дунули!

На Московском городском конкурсе юных любителей техники одно из призовых мест заняла игра, придуманная ребятами из кружка электротехники Тушинского клуба юных техников. Особенно азартно играли в нее школьники младших классов.
Правила ее просты. А вот устройство необычно. Контакты микроэлектродвигателей МЭД-40 с закрепленными на валах вертушками подключены к школьному гальванометру с нулем посередине шкалы. Шкала гальванометра разделена пополам по линии нуля, и одна половина раскрашена в красный, а другая — в синий цвет.

Если подуть на вертушку, то якоря микроэлектродвигателей начнут вращаться, в цепи возникнет постоянный ток и стрелка гальванометра отклонится. Кто силой своих легких дальше отклонит стрелку, тот и победитель.
Чтобы играть командами двое на двое, вам понадобятся четыре микроэлектродвигателя, которые легко превращаются в генераторы. Припаяйте к контактам каждого двигателя по два изолированных провода, а на валу нарежьте резьбу М2. Это нужно сделать аккуратно, чтобы не погнуть вал. Металлические опилки не должны попасть в отверстия корпуса. Поэтому нарезайте резьбу, подводя метчик снизу к закрепленному в тисочках валу. Плотно вставьте генератор в пластиковую трубку подходящего диаметра. Сверху на трубку надевается верхняя пенопластовая или деревянная бобышка, к ней приклеивается фанерный диск. Он защищает вертушку, сделанную из тонкого листа металла, от деформации. Нижняя бобышка с отверстием для провода увеличивает прочность корпуса генератора.

Изготовление вертушки начните с разметки шаблона. На плотной бумаге из точки О, как из центра, проведите окружность 0 60 мм и разделите ее на 12 равных частей. Обозначьте точки цифрами 1, 2… 12 и соедините с точкой О радиусами. Из точки О проведите еще одну окружность — 0 120мм. Там, где она пересечется с продолжениями радиусов, поставьте буквы, как показано на рисунке. Точку I соедините с точкой А пунктиром, а с Б — непрерывной прямой. Фигура АБ и будет одной из двенадцати лопастей вертушки. Так же разметьте остальные лопасти. Сделайте надрезы по непрерывным линиям, а по пунктирным отогните лопасти и слегка скруглите их. Выпуклые части всех лопастей направлены в сторону вращения вертушки. Убедившись, что вертушка из бумаги у вас получилась, вырежьте такую же из тонкого листа металла. В точке О сделайте отверстие диам. 2 мм.

Изготовив 4 такие детали, поставьте их на генераторы, закрепив вертушки на валах гайками М2. Генераторы подсоедините к гальванометру параллельно, причем подберите так, чтобы при вращении двух вертушек стрелка отклонялась в одну сторону, при вращении двух других — в противоположную.
Во время игры команда «красных» отклоняет стрелку на красную половину шкалы, а «синих» — на синюю. Пусть каждый потренируется, не то в игре окажется, что игрок дует на лопасти не    с    той стороны и невольно подыгрывает   противнику. Игра начинается — по команде все игроки разом дуют на свои вертушки, а судья смотрит на шкалу гальванометра. Если стрелка прибора продержится, допустим, на синей половине шкалы больше трех секунд, — победила команда «синих».

У игрока, опоздавшего дунуть по команде, вертушка может начать вращаться сама, причем в другую сторону. Это через обмотку электродвигателя зазевавшегося игрока пошел ток, выработанный усилиями команды противника, и двигатель заработал по своему основному назначению.
Как этого избежать? Подумайте, какие изменения стоит сделать в электрической схеме, чтобы усовершенствовать ее.
В.  ХВАСТИН,  инженер. Рисунки Н. КИРСАНОВА. Журнал юный техник.

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий ниже.
Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.